Обыкновенные герои моей семьи
Мы в соцсетях

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Обыкновенные герои моей семьи

Когда говорят о героях войны, в воображении рисуются образы статных солдат с отважными лицами. Они в военной форме с погонами, на груди блестят ордена и медали. Такими были мои прадедушки, которые прошли всю войну. Они сражались в боях, получали ранения, совершали подвиги. Это — мои герои, которыми гордится наша семья и которых мы всегда будем помнить.

Но были в войне и другие герои. Без военных погон и без громких побед. Эти герои — обычные русские люди, жители сёл и деревень, в большинстве — старики, женщины и дети. Находясь вдали от боёв и сражений, они совершали СВОЙ подвиг — самоотверженно трудились, терпели голод и лишения, героически переносили жестокость и насилие войны.

О таких людях мне поведала моя бабушка. Главная героиня её воспоминаний — бабушкина мама, а моя прабабушка — Евдокия Николаевна Шклярова (1913–1977).

Всю свою жизнь она прожила в селе Ветлевка Мглинского района Брянской области. В августе 1941-го, когда на Брянскую землю пришли немцы, прабабушка и её родные оказались в оккупации. Захватив село, немцы грабили дома, забирали последние продукты, мучили и убивали мирных жителей.

Прабабушка Дуня часто рассказывала про войну. Некоторые из её историй мне надолго врезались в память.

Прабабушка Дуня

Когда началась война, прадедушка и четверо бабушкиных братьев ушли на фронт. Баба Дуня осталась одна с пятью детьми.

Нелегко им пришлось. Все продукты, зерно, скот передали бойцам Красной Армии. А самим оказалось нечего есть. Прабабушка рассказывала, как дети собирали траву, кору, гнилую картошку, а она потом перетирала их с мукой и пекла оладьи. Из-за привкуса гнили их называли «тошнотики».

Весной, когда надо было сеять хлеб, пахали без лошади. Прабабушка Дуня впрягалась в плуг, а дети ей помогали…

Бесстрашный Миша

В те годы прабабушкиному сыну Мише было 8 лет. Однажды он подкараулил немца, стоящего на крыльце, и выстрелил в него из рогатки камнем. Камень рассёк немцу лоб до крови. «Партизанен!» — закричал немецкий солдат и вскинул винтовку. Потом разглядел, что стреляли не партизаны, а мальчишка, выбежавший из кустов. Немец стрелять не стал, но догнал и избил мальчика сапогами, подкованными железом…

Бабушка Марфа

В соседней деревне Дивовка партизаны убили двух полицаев и одного немца. В ответ на это фашисты расстреляли двести жителей деревни. Каким-то чудом удалось бежать прабабушкиной знакомой, Марфе. Она спасалась от немцев с маленькой девочкой на руках. Во время побега её заметили, стали стрелять. Марфу ранили, и она упала, притворившись мёртвой. Падала осторожно, стараясь телом прикрыть свою маленькую дочь.

Когда стемнело, Марфа с трудом поднялась и, еле волоча ноги, с ребёнком на руках пошла в соседнюю деревню, которая находилась в восьми километрах. Дошла, постучалась в крайнюю избу. Её приняли, взяли из неразгибающихся рук ребёнка. Оказалось, что девочка уже давно была мертва — вражеская пуля убила её ещё при обстреле.

Чёрные косы Цили

В Мглинском районе было большое еврейское поселение. Фашисты согнали всех евреев и заставили вырыть большую яму. Потом положили два бревна и велели каждому идти по одному через ров. Люди шли, а немцы в них стреляли.

Среди еврейских людей была девушка Циля — красавица с длинными чёрными косами. Когда настала её очередь идти по бревну, она вцепилась в немецкого солдата. Обвила его своими косами, звонко крикнула: «Нами учиняете, а вами потом месить будут!», и падая, увлекла его в яму с расстрелянными людьми...

Да это же я, мама!

Фашисты забирали русских людей в плен и угоняли в Германию. Угнали и десятилетнюю Олю с бабушкой и маленьким братишкой. Бабушка и брат умерли в дороге, не выдержав тяжёлых испытаний. А Олю пригнали в Польшу. Там её забрал к себе фермер, чтобы девочка помогала ухаживать за скотом. Её поселили в загоне со свиньями, не кормили. Чтобы не умереть от голода, девочке приходилось питаться пойлом из свиной бадьи.

Когда закончилась война, Оля вернулась домой. Постучалась в родной дом, а там — её мама с маленьким ребёнком на руках. Не узнаёт дочку. «Тетенька, — просит Оля, — пустите меня к вам, я нянькой у вас буду!» А мать и говорит: «Ну что ты, детка, нам и самим есть нечего». Тут Оля не выдержала, бросилась к матери: «Да это же я, мама!»… Эту историю долго потом вспоминали в деревне.

Серёжки больше нет

Утихли пожары и взрывы, прогнали немцев из Ветлевки. Наступила тишина. Мальчики Ваня и Серёжа бродили с палками по пепелищам, разгребая завалы после пожаров. Ваня что-то нашёл и остановился, а Серёжа пошёл вперед. Увидел груду обломков, копнул её палкой… Раздался мощный взрыв. Ваня упал без сознания, а когда очнулся, увидел, что Серёжи нет рядом. Он погиб от взрыва вражеской мины.

Уходя с наших земель, война упорно протягивала свои страшные щупальца, чтобы прихватить с собой новые жертвы.

Такие истории рассказала мне бабушка. Я пытаюсь представить, что пережили наши родные. Они видели горе и смерть, лишались своих близких, но всё равно не теряли мужества и веры в победу. Все они были немножко героями — и прабабушка, в тяжёлых условиях сумевшая сохранить жизнь своих детей, и маленький Миша, бесстрашно стрелявший в фашиста, и смелая Циля, и Марфа, и Ольга, и Ваня с Серёжей.

В историях о них, моих близких, я вижу страшные, уродливые лики войны. Войны, которая не щадила ни больших, ни малых, ни солдат, ни мирных жителей. Войны, о которой хотелось бы знать только по рассказам бабушек и дедушек и которую не дай бог увидеть нам, ныне живущим.

Софья ШЕЛУХО, МБОУ СОШ № 60 г. Брянска, 2 «В» класс

Другие статьи по теме: Конкурсы / Творят дети

 






Хочешь поделиться новостью? Самое интересное опубликуем на сайте

2023-10 Подписаться







Создание интернет-магазина на Битрикс веб-студия «Модуль»

Создание сайта
веб студия «Модуль»