Не «харлей», но «муравей»!
Мы в соцсетях

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Не «харлей», но «муравей»!

О советском грузовом мотороллере «Муравей» — как и многие виды транспорта, он имеет весьма занятную историю.

Когда-то он был известен во многих уголках Земли. В двух десятках стран его встречали как дорогого гостя. Все эти страны он покорил без всяких войск — лишь выносливостью и трудолюбием. А в родной стране стал одним из символов своего времени. В Музее СССР на территории Всероссийского Выставочного Центра (ВВЦ) его можно видеть рядом с автоматом для продажи газировки и пионерским барабаном.

Брат мотоцикла и… племянник самолёта

Хотя само слово «мотороллер» — немецкое, родиной мотороллеров считают Италию. Ну а мотороллерным «папой» называют итальянского авиаконструктора Агостино д'Асканио. В 1945 году он работал на заводе «Пьяджо» («Piaggio»). В годы войны этот завод выпускал бомбардировщики. Но война закончилась — мирная жизнь требовала новой продукции. И тут-то сеньор д'Асканио объявил о создании невиданного прежде транспорта. Это был маленький лёгкий мотоцикл с двигателем, расположенным под сиденьем. Когда водитель садился на него, не нужно было перекидывать ногу через мотоциклетную раму. Из-за того что на мотороллер садились так же легко, как на табурет, первые мотороллеры народ прозвал «табуретками». Чуть позже появились спортивные модели, получившие прозвище «бешеные табуретки».

Преимуществом мотороллера стало и то, что механизмы его закрыты защитными панелями. Они оберегают узлы механизмов от попадания грязи, а передняя панель защищает ещё и водителя (как от грязи, так и от набегающего воздуха).

Если честно, то д'Асканио всё же не был создателем мотороллера. Похожий транспорт и до него мастерили увлечённые техникой подростки. Но Агостино д'Асканио имел техническое образование и смог превратить ребячью самоделку в современное транспортное средство.

С весны сорок шестого завод «Пьяджо» стал выпускать мотороллеры. Ещё через пару лет их делали уже во многих странах. И всё же самыми быстрыми и юркими остались итальянские мотороллеры. А вот репутацию самых надёжных завоевали японские. В плане дешевизны не было равных мотороллерам из Китая (хотя китайские изделия чаще всего были копиями либо переработкой японских моделей).

В странах, где говорили по-английски, слово «мотороллер» не прижилось — здесь новый транспорт называли скутером (от английского to scoot — бежать стремглав, удирать). Но и там новинка от Агостино д'Асканио обрела популярность. Особое распространение мотороллеры получили в Индии — здесь они проворно двигались по людным улицам Дели, Калькутты и других городов. В конце 60-х индийская фирма «Баджадж» («Bajaj») купила у италь­янцев лицензию — и с тех пор мотороллеры стали делать сами индусы. Вслед за Индией новый транспорт завоевал другие страны Азии — здесь он всё чаще заменял рикшу. Так «табуретка» на колёсах в считанные годы покорила мир.

А что у нас?

Мотороллер освоил дороги Европы и Азии. В нашей стране, лежащей на стыке Азии с Европой, это не заметить просто не могли. Решение выпускать мотороллеры и у нас было принято не кем-нибудь, а тогдашним правительством страны — Советом Министров СССР. В 1956 году появилось Постановление Совета Министров о начале выпуска мотороллеров в Советском Союзе.

В те дни одним из лучших наших предприятий был Тульский станкостроительный завод. На нём производили самую разную продукцию — от велосипедов до насосов, от буровых машин до пулемётов… Также на этом заводе делали лучшие в СССР фрезерные станки.

В правительстве решили, что именно Тульский станкостроительный завод быстрее всех освоит выпуск технической новинки. И в 1956 году его переименовали в Тульский машиностроительный завод (или Туламашзавод — для краткости).

7 июля 1956 года Туламашзавод получил задание: к концу года выпустить 2500 мотороллеров. Они стали известны под маркой «Т-200». Правда, это был ещё не «Муравей», а обычный двухколёсный мотороллер. Но уже в 1957 году конструкторы И.Г. Лерман и В.С. Махонин создали грузовой мотороллер на основе всё того же «Т-200». Его сделали двух видов — с кузовом («ТГ-200К») и с фургоном («ТГ-200Ф»). Поначалу таких мотороллеров было меньше тысячи — на заводе собрали лишь опытную партию из 999 штук. Никто и не думал, что этому «опыту» суждена долгая жизнь.

«Муравей» завоёвывает мир

Новинку сперва использовали для перевозки грузов по территории завода. Однако новый транспорт быстро заметили другие предприятия и организации Тулы — в первую очередь хозяйственные службы города. И вскоре грузовые мотороллеры трудились уже не только на Туламашзаводе. Их всё чаще встречали на тульских улицах — они везли то саженцы деревьев, то банки с краской, то грабли для участников субботника. Вслед за родной Тулой нужный транспорт стали осваивать другие города. От опытной партии мотороллеров перешли к их постоянному производству.

В 1969 году грузовой мотороллер улучшили — благодаря новому мотору он стал мощней почти в полтора раза. Вот эту новую модель «ТГА-200» и назвали впервые «Муравьём».

Такое имя было дано не зря — подобно муравью, мотороллер мог перемещать груз больше собственного веса. «Муравей», весивший 240 килограммов, был способен везти 280 кило грузов. С годами мотороллер стал ещё сильней. Его новая модель «Муравей-2» позволяла перевозить груз весом до 315 килограммов.

«Муравей» обрёл своё место в дружной семье мотороллеров. Изделие тульских заводчан покупали в 21 стране. «Муравьишки» могли ехать не только по равнинам, но и в гору, преодолевая подъём до 40 градусов. Для грузового мотороллера «Муравей» мог развивать весьма приличную скорость — до 60 км/час. Скорость выпускавшихся тогда же в СССР обычных мотороллеров «Вятка» не превышала 70 км/час. А ведь «Муравей» был тяжелее «Вятки» в два с лишним раза!

Правда, в условиях бездорожья скорость «Муравья» заметно снижалась. Но это свойственно многим его собрать­ям. Ведь мотороллер — не вездеход, его стихия — грунтовые дороги и асфальт, а никак не бездорожье.

В зеркале цен и скоростей

Поначалу «Муравей» продавался лишь организациям, но затем его стали покупать и обычные люди. У советских граждан он был популярен в силу невозможности для частных лиц купить небольшой грузовичок или фургон.

Правда, прежде чем купить «Муравья», человек должен был тысячу раз подумать. В Советском Союзе мотоцикл или мотороллер (не говоря уж о машине!) был вещью дорогой и престижной. Владельцы личных авто, мотороллеров и мотоциклов в глазах сограждан выглядели людьми зажиточными. Для жителей СССР обладание мотоциклом было почти тем же, чем для древних людей — наличие боевого коня. И всадник, и мотоциклист выглядели круто, но позволить себе эту крутизну мог далеко не каждый. В отличие от мотоциклов, «Муравей» был подобен не боевому коню, а скорей рабочей лошади. Правда, цена такой «лошадки» была отнюдь не муравьиной. Стоил грузовой мотороллер 775 руб­лей. Сегодня эта сумма кажется не слишком большой, но в СССР 800 рублей получали лишь министры. А молодой инженер имел в лучшем случае оклад в 150 рублей, зарплата квалифицированных рабочих равнялась 190–200 рублям, денежное довольствие лейтенанта Советской армии составляло 250 рублей, пенсия — 120, а дворник получал всего 70 рубликов. Так что на «Муравья» нужно было копить месяцами и даже годами.

Конечно, крутой для СССР чешский мотоцикл «Ява» стоил дороже (его средняя цена составляла примерно 1000–1100 рублей). Но наши «стальные кони» в большинстве своём были дешевле «Муравья». К примеру, мотоцикл «Иж-Планета-3» стоил 670 рублей, «Восход» — 420, а для покупки мотоцикла «Минск» хватало всего трёх сотен. Какой-нибудь парень, бредящий мотоспортом, мечтал скопить хотя бы на «Минск».

Превосходя наши мотоциклы в цене, «Муравей» заметно уступал им в скорости. Тот же «Минск» мог разо­­гнаться до 80 км/ час, а «Иж-Пла­нета-3» — до 110 км/час. Да и внешне любой мотоцикл выглядел эффектней грузового мотороллера.

В общем, «Муравья» выбирали не лихие ездоки, а хозяйственные мужики. Грузовой мотороллер встречался и на городских улицах, но куда привычней был он на сельских дорогах и в садоводческих товариществах.

Тут и сказочке конец?

Конец 70-х и 80-е стали золотым веком «Муравья». Число проданных мотороллеров росло. Стал выпускаться уже упомянутый «Муравей-2». Вместе с машиной «Нива» и мотоциклом «Урал» трудяга «Муравей» стал одной из «визитных карточек» нашего транспорта. Он успел даже стать кинозвездой — «Муравья» можно увидеть во многих советских фильмах, в том числе в известном детском фильме «Усатый нянь».

Но пришли 90-е. На российские просторы среди прочей зарубежной техники хлынули всевозможные пикапы, мелкие грузовички, мини-трактора, мотоблоки и прицепы. Под их натиском «Муравей» стал отступать. Постепенно «Муравьи» начали исчезать с заводских территорий и из сельской местности. Спрос на грузовые мотороллеры в России резко упал — купить фургон или мини-трактор при наличии денег теперь было совсем нетрудно. Небольшое число покупателей грузовых мотороллеров всё ж имелось, но им хватало того, что везли из Китая.

В итоге Туламашзавод прекратил производство «Муравьёв», полностью перейдя на выпуск сельскохозяйственной мини-техники. По одним данным, это случилось в 1999 году, по другим — ещё в 1995-м.

Казалось бы, сказке конец. Но нет! В 2009 году завод попытался оживить «Муравья». Появились даже сведения об опытном образце нового мотороллера марки «ГТС-1». Вот только цена его оказалась весьма неслабой — целых 100 тысяч рублей! Видимо, это и стало для нового «Муравья» роковым. Сведений о его массовом выпуске так и не появилось.

Впрочем, даже здесь мы не будем ставить точку. В последние годы всё больше говорят о том, что кроме добычи нефти нужно выпускать и продавать промышленные товары. «Муравьёв» охотно покупали и у нас, и за границей. Так может, ещё не всё потеряно, — и мы услышим, что они вновь спешат из Тулы во все концы Земли?

Глеб ШАРАПОВ, транспортник-самоучка

Другие статьи по теме: Интересное

 






Хочешь поделиться новостью? Самое интересное опубликуем на сайте

2024-08 Подписаться







Создание интернет-магазина на Битрикс веб-студия «Модуль»

Создание сайта
веб студия «Модуль»