Фронтовая подруга — алюминиевая ложка
Мы в соцсетях

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Фронтовая подруга — алюминиевая ложка

Конкурсная работа "Помню! Горжусь! Благодарю!"

Давно отгремела война. Заросли травой окопы, покрылись мхом блиндажи и дзоты. В далёкое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, наполненные горем и страданиями миллионов людей.

Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Чрезвычайно мало осталось живых свидетелей той страшной войны, но фотографии, документы, рукописи, воспоминания ветеранов и их родственников останутся навечно.

Для меня всегда было каким-то новым открытием каждое посещение школьного музея. Совсем иной мир раскрывал свои тайны, ведь музейные экспонаты — немые свидетели прошлого.

Экскурсия, посвящённая нашим землякам — героям Великой Отечественной войны, уводит в те далёкие годы. Волнующий рассказ руководителя музея Зинаиды Михайловны Кузнецовой, экспозиция, наглядно передающая последний бой Тимофея Васильевича Фёдорова, Героя Совет­ского Союза, гильза с землёй, где он погиб, солдатская пилотка и вдруг ложка… Обыкновенная алюминиевая ложка. Откуда она здесь? Чья? Почему стала музейным экспонатом?

Оказывается, эта ложка принадлежала отцу нашего учителя музыки Юрия Павловича Ганюличева. На долю его отца, Павла Павловича, выпало немало трудностей, через многие испытания прошёл он.

Весна 1941 года. В семье Павла Павловича и Антонины Александ­ровны Ганюличевых 10 мая родился первенец, которого назвали Юрием. Новыми заботами наполнился дом, но недолго пришлось радоваться молодым родителям. Началась война. И уже 22 июня Павел явился на сборный пункт посёлка Шексна. С собой у него были продукты на три дня, кружка и алюминиевая ложка. Уже под стук колёс Павел вспоминал и плач жены, и ангельское личико сынишки.

Поезд шёл на запад. Впереди Ленинградский фронт. Недалеко от Волхова немецкие самолёты разбомбили весь состав. Среди чудом выживших солдат был и Павел. Помогая раненым, собравшись с силами, решили двигаться вперёд. Путь оказался недолгим. Их окружили немцы. Так Павел попал в плен. Сначала пересыльный немецкий лагерь в Луге, затем концлагерь в Риге, потом ещё 4-5 лагерей, и в каждом кошмарные бесчеловечные условия. Порой спали под открытым небом, в лучшем случае — в бараке. То, что давали есть, трудно назвать пищей для человека: хлеб состоял из опилок. Но алюминиевую ложку из дома Павел берёг, он даже на ней сделал подпись, пряча её, никогда с ней не расставался. Она была для него как невидимая нить с домом, с семьёй.

В начале 1942 года его вместе с другими военнопленными вывезли в Германию. И новое испытание — тиф. В бессознательном состоянии Павел был уже вытащен из барака к крематорию. Но земляк, врач из Вологды, рискуя собственной жизнью, притащил его обратно и выходил. Мне не представить! Я не могу понять это! Как в таких нечеловеческих условиях можно вылечить! Как можно выжить, когда тебя уничтожают каждый день! Сколько же надо силы, воли, мужества, чтобы не сломиться, не умереть! Может, и в самом деле ложка спасала, как спасла она Павла от смерти. В какой-то момент он и его друг решили бежать. Пропавших заключённых стали искать. Когда немцы их увидели, то начали стрелять. Павла от смертельной пули уберегла та самая алюминиевая ложка с подписью.

Вскоре Павел Павлович был отправлен в другой фашистский лагерь.

Там гоняли на работы к немецкому помещику, бауеру. Было тяжело и здесь. Сыро. Холодно. Голодно. Двое из военнопленных умерли от сильнейшего отравления: с голода съели несколько сырых картофелин и выпили обрата.

Голод не покидал ни на минуту. Даже за одну сырую, поднятую с поля картофелину конвоиры жестоко избивали.

Последним лагерем для Павла был концлагерь в Энкламе. Там гоняли на разные работы: и к помещику, и на лесозаготовки. Легче не стало.

Били, кидали в камеры смертников, истязали пытками и голодом. Но несмотря ни на что, думали о жизни, выживали и готовились к побегу.

«В мае 1945 года, когда линия фронта приблизилась к лагерю, — вспоминает Павел Павлович, — мы, в количестве 8 человек, воспользовавшись паникой немцев, сбежали из лагеря. Более трёх часов пролежали в вонючей канаве. Ночью стали продвигаться к своим».

Пройдя фашистские лагеря, Павел Павлович выжил. Но впереди ждало не новое испытание, а скорее потрясение — проверка у своих. После неоднократных проверок Павла отправляют в действующую армию.

До мая 1946 года служил в Гер­­мании в стрелково-пулемётной роте 40-го стрелкового полка. Вскоре он возвращается домой, в родное село Чаромское.

Вместе с ним на родину вернулась и свидетельница всех его бед и страданий, алюминиевая ложка. Теперь она бережно хранится в школьном музее.

Узнав об этой удивительной истории ложки, которая была с солдатом на войне, в фашистском плену, помогала ему, оберегала его, спасла ему жизнь, ученица нашей школы Полина Груздева вспомнила такое стихотворение:

Алюминиевая ложка так обычна, так проста!
Но солдату эта ложка очень-очень дорога.
С ней солдат не расстаётся на привале и в бою.
Алюминиевая ложка помогает жить ему.
Ведь без ложки и без щей
Будет наш солдат слабей!
А ему слабеть нельзя: за плечами вся страна.
За солдатом вся Россия, и ему нужна та сила!
С автоматом наравне ложка служит всей стране.

Для меня же эта история не столько о ложке, сколько о человеческой судьбе. Слушать историю солдата Великой Отечественной войны Павла Павловича Ганюличева было тяжело, а пережить это было так непросто! В таком аду остаться человеком — это, по-моему, уже геройство.

Такие солдаты достойны нашего уважения, преклонения и памяти.

А ещё, я думаю, это неслучайно, что сын Павла Павловича, родившийся накануне войны и не видевший отца долгих шесть лет, избрал самую мирную профессию — учителя музыки.

Ирина ГОРОДИШЕНИНА, МОУ «Чаромская школа», Вологодская область

Другие статьи по теме: Конкурсы / Творят дети

 






Хочешь поделиться новостью? Самое интересное опубликуем на сайте

2024-08 Подписаться







Создание интернет-магазина на Битрикс веб-студия «Модуль»

Создание сайта
веб студия «Модуль»