МИНИ-УЛИЦЫ учат безопасности
Мы в соцсетях

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

МИНИ-УЛИЦЫ учат безопасности

Как обучить детей безопасному поведению на улице, если нет возможности построить полноценный автогородок?

Основными причинами наездов на несовершеннолетних по их неосторожности являются переход проезжей части в неустановленном месте, неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящих сооружений, транспортных средств, что лишний раз говорит о недостаточности требования от детей только знаний Правил дорожного движения. Необходимо научить их всегда и везде неукоснительно соблюдать правила, уметь применять полученные знания на практике и в повседневной жизни. Добиться этого можно лишь при условии повсеместной организации систематической и целенаправленной работы, использования самых разнообразных форм и методов пропаганды дорожной грамоты.

Одной из эффективных форм работы по внедрению безопасных маршрутов движения несовершеннолетних в образовательных организациях является освоение навыков безопасного поведения в дорожных условиях, приближённых к реальным. Учитывая продолжительность зимнего периода в Республике Коми, ежегодный выезд большинства детей в летний период за пределы республики, на заседании республиканской комиссии по безопасности дорожного движения принято решение о целесообразности создания мини-улиц в рекреациях школ для организации эффективной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Правильно оформленная мини-улица позволяет преподавателю и ученику смоделировать различные уличные ситуации с пешеходами, велосипедистами, водителями. Обучение учащихся начальной школы, особенно первоклассников, на стилизованной улице позволяет без риска ознакомить детей с дорожной обстановкой. Однако при этом необходимо соблюдать несколько требований к оформлению мини-улиц.

Во-первых, улица должна отражать дорожную обстановку на прилегающей к школе территории и содержать узнаваемые элементы. Например, школа, вокзал и другие узнаваемые архитектурные объекты или элементы дорожной инфраструктуры (кольцевое движение, мосты, дорожные развязки и др.).

Во-вторых, элементы мини-улицы должны отражать реальные жизненные ситуации, которые могут возникнуть по дороге в школу, на автобусной остановке, на пешеходном переходе. Необходимо отобразить различные дорожные ситуации, которые могут послужить как положительным, так и отрицательным примером. При этом отрицательный пример должен стилистикой быть отмечен как отрицательный. Допустимо обыграть данный элемент художественно, например, нахмуренные брови свидетелей отрицательного поведения, мимика, жесты.

В-третьих, в изображении мини-улиц недопустимы разночтения, т.е. изображаемая ситуация должна строго соответствовать требованиям ПДД РФ и однозначно расцениваться как положительный пример либо как отрицательный. Понятие «иногда можно» при оформлении мини-улицы недопустимо. К примеру, Правила дорожного движения разрешают пешеходу переход проезжей части, при отсутствии пешеходного перехода, на перекрёстках по линии тротуаров или обочин, однако в данных местах пешеход преимущества не имеет. Изобразить данную ситуацию, не прибегая к помощи текста, сложно. Если оставить ситуацию без комментариев, это может привести к тому, что у ребёнка при ежедневном просмотре рисунка выработается неправильный алгоритм поведения.

Мини-улица должна научить ребёнка наблюдательности. Для её развития необходимо размещать изображения мелких предметов. Например, машина вдалеке, изображения мелких животных (кошки, собаки и т.п.), что позволит ребёнку привыкнуть всматриваться вдаль и замечать машину, мотоцикл, скутер, велосипед и другие важные элементы дорожного движения. Изображения транспортных средств, скрываемых кустами, заборами, постройками, приучают учеников предвидеть скрытую опасность улицы. Дорожные ситуации возле знакомых архитектурных и иных объектов (школа, парк, магазин и т.п.) позволяют детям с лёгкостью познать азбуку дорожного движения, а также поделиться впечатлениями с родителями.

Положительным фактором, несомненно, является дополнительное оборудование: дорожные знаки на стойках, светофоры, работающие в автоматическом режиме, учебно-наглядные пособия и т.д.

В настоящее время в Республике Коми ведётся активная работа по со­зданию мини-улиц в школах. Особое внимание уделяется городским образовательным организациям, так как высокая интенсивность движения существенно влияет на показатели детского дорожно-транспортного травматизма.

Так, на сегодняшний день в школах республики оформлено уже 430 школьных рекреаций под миниатюрную улицу. Очень важным является факт проведения на мини-улицах занятий с родителями во время родительских собраний.

На такой мини-улице проводят занятия преподаватели начальных классов, руководители отрядов ЮИД, и совместно с сотрудниками Госавтоинспекции они организуют открытые занятия по привитию детям навыков безопасного поведения на проезжей части дороги. Одних наглядных пособий мало, необходимы систематические целенаправленные профилактические беседы со школьниками, чтобы они могли запоминать не только зрительную, но и слуховую информацию.

Прежде чем провести практическое занятие на мини-улице, следует сначала ознакомить детей с теоретическими первоначальными знаниями Правил дорожного движения, организовав знакомство с такими понятиями, как «пешеходный переход», «пешеход», «улица», «дорога», «тротуар», «транспортное средство» и т.д., познакомить их с дорожными знаками.

В столице Республики Коми ежегодно обновляются и воплощаются в жизнь новые проекты мини-улиц в школьных рекреациях. Положительный эффект от проекта можно увидеть на примере МБОУ «СОШ № 25» Сыктывкара. После того как в 2012 году в школе была оформлена рекреация в стиле дорожной миниатюры, ДТП с участием учеников этой образовательной организации не зафиксировано. Площадка включает в себя элементы проезжей части. На стенах и полу изображён участок города возле самой школы с остановками, деревьями, дорожными знаками и перекрёстками, что позволяет ребятам легко переносить смоделированные ситуации на реальную дорогу. Это особенно актуально в динамично растущем и строящемся микрорайоне «Орбита».

МАОУ «СОШ № 1» Сыктывкара расположена в самом оживлённом районе столицы. Вблизи неё проходят самые оживлённые улицы и проспекты. Ученикам, получающим знания в этой школе, ежедневно приходится преодолевать множество препятствий на пути к знаниям. С неё в 2011 году начался проект «Будьте внимательны на дорогах», проводимый местным отделением «Единой России» совместно с Управлением ГИБДД МВД по Республики Коми. На данной мини-улице сотрудниками подразделения пропаганды безопасности дорожного движения региональной Госавтоинспекции регулярно проводятся занятия по правилам безопасного поведения на дорогах.

Как положительный момент стоит отметить, что учителя и воспитатели также развивают данное направление деятельности. Так, в МБОУ «СОШ № 21» придумали новую форму работы с мини-улицей. Педагог, ответственный за проведение профилактической работы в школе по безопасности дорожного движения, организовала конкурс среди учеников начальных классов «Уличные истории» на лучший сценарий занятия с использованием возможности мини-улицы.

Проект по внедрению мини-улиц действует не только в Сыктывкаре. Уже третий год подряд на территории Княжпогостского района Республики Коми создаются прототипы настоящих улиц. Нарисованные на полу и стенах наглядные пособия, светофоры, пешеходная «зебра», дорожные знаки и многое другое изображены почти в реальном размере, что позволяет детям воспринимать изображение как реальное, т.е. чувствовать себя, как на настоящем пешеходном переходе улицы с интенсивным движением.

Одной из форм занятий на мини-улице, как ни странно, стало создание самой улицы. В одной из школ г. Емва Княжпогостского района ученики совместно с учителями и сотрудниками Госавтоинспекции разработали макет и своими руками воплотили его в жизнь. В процессе работы над макетом ребята повторяли Правила дорожного движения. Правила в игровой форме лучше запоминаются и усваиваются детьми.

В селе Выльгорт Сыктывдинского района, расположенном в 160 км от районного центра, где нет асфальтированных дорог и пешеходных переходов, также силами педагогов и учеников школьные коридоры оформлены в виде мини-улицы. Несмотря на территориальную удалённость от крупных населённых пунктов, педагоги проводят здесь регулярные занятия по Правилам дорожного движения, которые помогут ребятишкам местной школы ориентироваться на дорогах в периоды поездок за пределы своей малой родины.

Приведённые примеры далеко не единственные. Как результат стоит отметить в целом положительную тенденцию к снижению темпа роста детской аварийности в Республике Коми. На сегодняшний день в 50% детских образовательных организаций республики существуют мини-улицы. И работа эта будет продолжена. Как показывает практика, при правильном оформлении и использовании возможности мини-улиц, а также при определённом энтузиазме учителей и сотрудников Госавтоинспекции достигается положительный результат в работе.

УГИБДД МВД по Республике Коми

Другие статьи по теме: Методика работы

 






Хочешь поделиться новостью? Самое интересное опубликуем на сайте

2024-08 Подписаться







Создание интернет-магазина на Битрикс веб-студия «Модуль»

Создание сайта
веб студия «Модуль»