В гости к хантам
Мы в соцсетях

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

В гости к хантам

В России много мест, которые по праву считаются символами нашей страны. Это и Суздаль, и Гжель, и Кижи. А есть менее известные, но вместе с тем достаточно интересные и своеобразные достопримечательности, имеющие важное историческое значение и свой колорит. Особенно это касается северных регионов России.

К одним из таких известных мест относится Горнокнязевск, называвшийся раньше Канась Похал, что в переводе с языка ханты означает «Княжий город». Само название говорит о том, что на этой земле правила династия князей. Так оно и было в действительности. Это места князей Тайшиных, которые владели землями от Обдорского края до Северного Ледовитого океана. А вообще этот род исторически назывался Пулнгаватёх — люди мыса Полуя.

Столицей княжества считался городок Пулнгаватвош, на месте которого впоследствии был основан Обдорск (ныне Салехард), где находилась резиденция князей. Отсюда изначально они и правили, а посёлок Горнокнязевск был основан только в XVII веке. И жить князья после этого предпочитали именно здесь. Место было очень уж удобно расположено — высокая коса над Обью. Отсюда было легко обороняться во время ненецких бунтов.

Между прочим, жили князья в самой обычной избе, такой же, как и у всех их соседей. А подданные считали своих правителей очень сильными шаманами, потому и подчинялись. Но главное было не в подчинении, а в уплате дани — ясака русскому царю. Вот для сбора дани и получил царскую жалованную грамоту и дворянство князь Василий Обдорский из рода Тайшиных. И продолжали его потомки княжить, собирать и сдавать государев ясак до XIX века.

Сегодня посёлок Горнокнязевск насчитывает менее двухсот жителей, которые, как и их предки, продолжают заниматься охотой и рыболовством. А вообще известно это место как природно-этнографический комплекс, который за год посещают порой до 10 тысяч туристов, которых при въезде встречает деревянная скульптура князя Тайшина, вырезанная из ствола сосны. В руке он держит почётную царскую грамоту, которая является символом власти, а на плече его сидит ворон, символизирующий мудрость.

Встречают здесь туристов дымом. Да, именно дымом. Дело в том, что для приезжих на Ямале обязателен обряд окуривания. Дымом надо умыть и лицо, и руки, и ноги. Коренные жители считают, что так человек очищается от посторонней энергии, а мысли его становятся лёгкими и быстрыми, как ветер.

А после такого обряда добро пожаловать на территорию стойбища. Здесь можно увидеть и оленей, и нарты, и самый настоящий чум. Конечно, всё это не совсем настоящее. Ведь в тундре так близко чумы друг к другу не ставят, как в комплексе. Но понять, что же это за жилище такое — чум, вполне можно. Ведь это идеальный дом для коренных жителей, который уже несколько сотен лет доказывает свою идеальность в самых экстремальных условиях. Он противостоит снегу, дождю, морозу. В нём тепло зимой и прохладно летом. На установку чума тратят его обитатели не более часа. В основание чума ставится около сорока жердей, а на покрытие уходит до семидесяти оленьих шкур.

Внутри чум делится на мужскую и женскую части. Дальняя часть от входа, где хранится посуда, еда, священные предметы, стол — мужская и называется Мултаха. А та, что ближе к входу, — женская, Увщёнг. В ней хранится женская одежда, сумки для рукоделия, детские игрушки. В центре чума — очаг, который и отапливает жилище и является местом приготовления пищи. Основной рацион питания северных аборигенов — рыба и оленина. Такой аскетичный набор продуктов долгое время был залогом долголетия кочевников Севера. Многие из них доживали до 85–90 лет, а вот когда в их жизнь вмешалась цивилизация и они стали есть хлеб, сгущёнку — здоровье пошатнулось, и долгожителей сейчас немного.

Возле чума располагается северный транспорт — нарты. Они разных видов. Есть просто мужские и женские, а есть для перевозки продуктов, для вещей, для жердей и шкур, из которых строится чум. Женские нарты — с боковыми стенками, чтобы дети не выпали, а вот мужские — без стенок, чтобы мужчине было удобнее ездить на охоту и следить за оленьим стадом.

Есть в комплексе и олени, только их не так много, как в настоящем стойбище. Там стадо в 200 голов считается небольшим, а здесь для туристов достаточно и нескольких животных. Между прочим, северные олени отличаются от остальных своих собратьев. У них даже нос покрыт шерстью, чтобы в морозы не замерзал.

В комплексе можно увидеть шкуры медведя, волка и росомахи, примерить на себя костюм оленевода-кочевника, посмотреть на рыбацкие и охотничьи снасти. Одним словом, узнать быт северных народов, которые сохранили свой уклад жизни, несмотря на пришедшие и к ним плоды цивилизации.

Сами местные жители говорят: «Мы живём и берём от природы то, что по мере необходимости нам нужно. Здесь сеткой рыбу не переловишь. Дичь ружьём не перестреляешь. А вот если погубишь базу воспроизводства, тут и всё — «хана» будет и рыбе, и дичи». Вот и боятся больше всего северяне, что освоение Севера погубит хрупкую северную природу.

А ещё, находясь в Горно­кня­зевске, нельзя не зайти в гости к ямаль­скому Деду Морозу, которого зовут Ямал Ири. Это персонаж из мифов коренных народов Севера. Вместо тулупа и валенок он носит малицу и кисы, подвязывается не кушаком, а поясом, который украшен фигурками из кости мамонта. Именно здесь и располагается его резиденция.

И напоследок, по древней традиции народа ханты, надо повязать ленточку или лоскуток ткани с завязанной монетой на священное дерево — берёзу. Так приносится бескровная жертва — обряд одаривания верхнего божества Нум-Тором. Ему молятся о благополучии, о здоровье детей и близких.

Так что, когда будете покидать Горнокнязевск, не забудьте повязать ленточку на священное дерево и загадать заветное желание.

О. КАМАКИН, фото автора

Другие статьи по теме: Интересное

 






Хочешь поделиться новостью? Самое интересное опубликуем на сайте

2024-08 Подписаться







Создание интернет-магазина на Битрикс веб-студия «Модуль»

Создание сайта
веб студия «Модуль»