Лимузин высшего класса
Мы в соцсетях

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Лимузин высшего класса

80 лет назад в нашей стране начали серийно выпускать автомобиль высшего класса ЗИС-101

Решение начать в СССР выпуск комфортабельных легковых автомобилей большого литража (по существовавшей тогда классификации) приняли в 1932 г. Для этой цели выбрали ленинградский завод «Красный путиловец», где решили делать точную копию новейшего американского лимузина «Бьюик 32-90» выпуска 1932 г. В кустарных условиях изготовили шесть машин с обозначением Л-1 (Ленинград-1). Правда, почти все автомобили вы­шли из строя после пробега Ленинград — Москва — Ленинград в 1933 г. Уже в следующем году все работы по созданию машины перевели в Москву на завод ЗИС (Завод имени Сталина). Вскоре туда привезли и тот самый «Бьюик» с заданием его полностью изучить. Проектирование новой модели, названной ЗИС-101, возглавил главный конструктор предприятия Евгений Важинский.

Но столичные инженеры не стали копировать «Бьюик», а решили создать собственную модель, используя некоторые решения заокеанской модели. Раму и ходовую часть усилили для работы в дорожных условиях нашей страны. От американского автомобиля ЗИС-101 унаследовал довольно совершенный по тем временам мотор, некоторые конструктивные решения были заимствованы у автомобилей американской фирмы «Паккард», например, рулевое управление и задняя подвеска.

Так как кузов «Бьюика» по своим формам уже не соответствовал существовавшей моде, его понадобилось заново спроектировать. Эту работу поручили известной американской кузовной фирме «Бадд». Она на основе рисунков советских инженеров создала привлекательный и внешне эффектный для тех лет кузов, а также поставила всю необходимую для серийного производства оснастку.

Сам же кузов выполнили из дерева и металла. В то время так часто поступали. Сначала из бука изготавливался каркас, а потом на него нашивались штампованные металлические панели. Это была сложная, в основном ручная работа. Особенно трудоёмким было изготовление деревянного каркаса. Совсем не просто оказалось добиться бесшумности во время движения машины, потому что соединения деревянных деталей скрипели, если они не были тщательно подогнаны друг к другу.

Первую пару опытных образцов изготовили весной 1936 г., а в апреле того же года в Кремле новинки показали руководителям страны. Машины произвели благоприятное впечатление. Мелкосерийный выпуск ЗИС-101 организовали в 1936 г., а сборка на конвейере началась в январе 1937 г.

ЗИС-101 соответствовал представлениям о машинах такого типа. Впервые в нашем автостроении в конструкции этого лимузина применили много различных технических новшеств. Двигатель развивал мощность 90 л.с. и разгонял трёхтонную машину до 115 км/ч. В подвеске использовали длинные продольные рессоры.

ЗИС-101 оказался весьма комфортабельной машиной. Его 7-местный кузов-лимузин снабжался отопителем и радиоприёмником, а пассажирский салон отделялся от водителя поднимающейся стеклянной перегородкой. В отделке интерьера использовались только высококачественные ткани, а сиденья обивались сукном или кожей. Панель приборов и рамки окон отделывались ценными сортами дерева. На перегородке салона и на стойках кузова крепились плетёные поручни с хромированными наконечниками. В задней части машины имелся багажник, доступ к которому открывал специальный люк. Помимо этого, громоздкие вещи могли быть установлены и закреплены позади машины на откидной решётке.

В 1939 г. автомобиль по результатам работы специальной комиссии во главе с академиком Евгением Чудаковым модернизировали. Усо­­вер­­шенствованная модель с обозначением ЗИС-101А получила кузов с более привлекательным оформлением. Деревянный каркас исчез, вместо него использовали металлические панели. Другие отличия предусматривали применение двигателя с увеличенной до 116 л.с. мощностью. Внешне машина отличалась в первую очередь более выразительной облицовкой радиатора, с полукруглой формой. Максимальная скорость автомобиля достигла 125 км/ч.

За все время производства выпустили 8752 автомобиля, из них около 600 модернизированной версии ЗИС-101А.

В. ВАСИЛЬЕВ, фото из архива автора

Другие статьи по теме: Интересное

 






Хочешь поделиться новостью? Самое интересное опубликуем на сайте

2024-08 Подписаться







Создание интернет-магазина на Битрикс веб-студия «Модуль»

Создание сайта
веб студия «Модуль»