Всё о дороге
Мы в соцсетях

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Всё о дороге

Начиная разговор о дорожной безопасности и правилах поведения на дорогах, необходимо познакомиться с самой дорогой, историей её возникновения и развития, её составными частями, методами её строительства.

Дорога — это жизнь, не уставали повторять ещё древние римляне. От степени развития дорожной сети напрямую зависит экономическое процветание и обороноспособность страны. Без дорог невозможно представить жизнь человека. Где и когда были построены первые дороги? Точного ответа нет, хотя их остатки, имеющие возраст в несколько тысяч лет, археологи находят на территории Древнего Египта, Месопотамии, Греции, Китая. Дороги как пути сообщения существовали задолго до изобретения колеса.

Сначала это были простые тропинки. Чтобы передвигаться быстрее и перевозить больше грузов, человек оседлал животных и запряг их в повозки. Узкие тропинки стали значительно шире, так как движение по ним стало интенсивнее. Наши предки тогда жили среди непроходимых лесов. Для жилья они вырубали заросли. Одним из названий такого расчищенного места было «дор». Между поселениями люди прокладывали пути — проходы, которые потом стали называть дорогой.

Самая простая дорога — грунтовая. Она проходит по земле в лесу, в поле, по берегу реки, по краю оврага. После сильного дождя такая дорога становится непроходимой и непроезжей. Чтобы сохранить дорогу в хорошем для передвижения состоянии при любых погодных условиях, на её поверхность стали укладывать различные материалы. Так поступали с незапамятных времён. Уже тогда дороги мостили, т.е. покрывали имеющимися под рукой разными материалами — ветками, стволами деревьев, песком, камнем.

Отличные, мощённые камнем дороги начали строить римляне ещё две тысячи лет назад. Римские дороги строились в целях увеличения скорости передвижения войск и торговых караванов. Дорожная сеть в Риме разрасталась вместе с ростом самой империи: после завоевания новых территорий начиналось строительство легионерами магистральной дороги, связывавшей новую провинцию со столицей империи. Строительство таких дорог осуществлялось на государственные деньги, а также на деньги жителей городов и собственников земель, по которым проходила дорога. Каждая магистральная дорога получала имя либо в честь цензора, которым была построена или отремонтирована, либо по области назначения. До сих пор самой известной древней дорогой считается Аппиева дорога, построенная в 312 г. до н.э. цензором Аппием Клавдием. Она соединяла Рим с одним из портов на Адриатике. Эта дорога была на отдельных участках шириной до 10 м и протяжённостью 540 км. Удивительно, но эта старейшая дорога эксплуатируется и в наши дни! Секрет её долголетия состоит в том, что строилась она из нескольких каменных слоёв и была толщиной около метра. Поэтому можно понять, почему такие дороги называли тогда «лежачими стенами».

Для перевозки грузов и пассажиров, передвижения пеших людей дороги строились в разных частях света.

В Ассирии и Вавилоне для дорожного покрытия применяли гравий, песок, обожжённый кирпич.

На территории современной Индии найдены фрагменты древней дороги, по которой могли разъехаться две большие колесницы. Для путешественников через определённые расстояния строились места для ночлега и колодцы с питьевой водой.

В доколумбовой Америке в государстве инков пересекали всю страну с севера на юг сразу две дороги. Одна проходила по побережью, другая — высокогорная, протяжённостью более 5000 км. Дороги строились с поперечным наклоном, для стока воды, и были вымощены камнем.

На Руси, учитывая особенности ландшафта, издавна для проезда через болотистую местность делали настил из хвороста или брёвен, который называли «гать». Мощённые брёвнами дороги стали строить еще в IХ–Х веках, раньше, чем во многих европейских странах.

В середине Х века в Новгороде широко использовались деревянные мостовые. Недавно археологи обнаружили на одной из улиц Новгорода хорошо сохранившиеся 28 слоёв таких деревянных настилов.

Большое внимание строительству дорог уделял царь Пётр I. В 1705 г. им был издан указ «О делании в Москве по большим улицам мостовых из дикого камня, о сборе потребных на то камней и песку с крестьян, торговых людей и извозчиков».

Строительство дороги с щебёночным покрытием Петербург — Москва в 1817–1834 гг. принято считать началом систематического строительства дорог в России.

Начиная с середины ХIХ века во Франции, США и ряде других стран начинают использовать дорожное покрытие из битумно-минеральных смесей. Смесь битума со щебнем и песком, названная асфальтом, с успехом применяют и в наше время.

Любопытно, что принципы строительства современных дорог в основном схожи со старыми.

Сегодня дорога, по которой ежесуточно могут проезжать десятки тысяч автомашин, представляет собой целый комплекс сооружений. И в наше время построить хорошую дорогу — дело непростое.

Сначала инженеры и геодезисты намечают по карте направление будущей дороги и стараются сделать трассу более прямой и короткой. Затем проект переносится на местность. Различные дорожные машины расчищают место для прокладки дороги, возводят насыпи, роют выемки, трамбуют земляное полотно, укладывают асфальт. Это экскаваторы, бульдозеры, грейдеры, катки, грузовики, асфальтоукладчики. Сквозь горы прокладываются тоннели, а через водные препятствия возводятся мосты.

Для того чтобы дорога была прочной, в земле дорожные строители, одетые в яркие световозвращающие жилеты, выкапывают специальное углубление — дорожное «корыто», в которое послойно укладывают так называемую «дорожную одежду». В самом низу насыпают подстилающий слой из песка. Затем делают слой основания из гранитного щебня или известняка. Сверху кладут дорожное покрытие, чаще всего из асфальтобетона. Покрытие делается с уклоном от центра для стока воды. На покрытие наносится разметка, вдоль дороги устанавливаются необходимые дорожные знаки, строятся подземные и надземные переходы для пешеходов, остановки общественного транспорта. От качества строительных работ и материалов зависит прочность дороги.

Облик дороги формировался веками. И названий она получила великое множество: путик, просека, улица, зимник, трасса, шоссе, тракт, проспект, тупик, серпантин, автомагистраль...

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО

  • Слово «тропа» произошло от «торопиться», «торопко», т.е. торопливая, скорая дорога.
  • В ХIII веке «торить» и мостить мосты на улицах и подъездах к городу — это была общая повинность всех жителей, включая князя и бояр.
  • К середине ХIII века почтовые станции на Руси стали именоваться «ямами» (от монгольского «дзям» — дорога), а содержатели станций — ямщиками.
  • Со второй половины ХVI века, когда по всем дорогам было устроено 300 ямов, появились ямские слободы, населённые «ямскими охотниками». Первоначально ямщиков должны были выставлять крестьяне из сёл, обязанных нести ямскую повинность. Но по мере роста государственной необходимости в перевозках ямщики полностью отрывались от своих общин, поселялись отдельно от всех и передавали свои обязанности по наследству. Каждый желающий стать ямщиком должен был получить разрешение от общины, готовой подтвердить, что он «человек добр и семьянист… и государеву ямскую гоньбу ему гонять мочно». Также следовало принести присягу в церкви, что будет он «ямскую гоньбу гонять, а в кабаке не напиваться. И в карты не играть, и никуда не збежать…».
  • Дороги, на которых была устроена ямская почта, числились «государевыми», с платным проездом по ним. Проезд от Москвы до Владимира или Суздаля, или Костромы стоил рубль с четвертью.
  • Самым оживлённым в те времена был Владимирский тракт. При среднем расстоянии между ямами в 40 вёрст (около 43 км) на этом пути лошадей можно было менять через 25–30 вёрст, это два часа быстрой езды. На многих станциях тракта имелось до 50 лошадей на смену, что гарантировало скорый проезд.
  • В ХVIII веке наряду с ямской службой появилась и стала быстро развиваться почтовая.
  • В ХVIII веке главные российские дороги оснащаются верстовыми столбами (появилось выражение «столбовые дороги») с указанием расстояния до Москвы, Петербурга и крупных городов.

Пословицы и поговорки про дорогу

  • По плохой дороге далеко не уедешь.
  • По кривой дороге вперёд не видать.
  • Тише едешь — дальше будешь.
  • Поезжай скорее, так будет спорее.
  • На битой дороге трава не растёт.
  • Дома рука и нога спят, а в дороге и головушка не дремлет.
  • Дорога, даже в ухабах, лучше бездорожья.
  • Дорогу осилит идущий.
  • Где дорога, там и путь.
  • Не ищи просёлочной, когда есть столбовая.
  • Прямая дорога — самая короткая.
  • Самая трудная дорога та, которую не знаешь.
  • Дорога — от села до села, а по всей земле повела.
  • Дороги не ищут, а спрашивают.

И. Бордачёва

Другие статьи по теме: Интересное

 






Хочешь поделиться новостью? Самое интересное опубликуем на сайте

2024-08 Подписаться







Создание интернет-магазина на Битрикс веб-студия «Модуль»

Создание сайта
веб студия «Модуль»