Советы тренера чемпионов
Мы в соцсетях

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Советы тренера чемпионов

Готовимся к   «Безопасному колесу»

В прошлом году на страницах «Доброй Дороги Детства» были опубликованы «Советы тренера чемпионов» по подготовке к «Безопасному колесу» (см. «ДДД» № 7–10 за 2016 г., также их можно прочитать на сайте http://www.dddgazeta.ru/bk/). Эти статьи вызвали большой интерес педагогов, которые готовят свои команды к соревнованиям. Не за горами и финал-2017. В «ДДД» № 4 за 2017 год были опубликованы Положение и Правила проведения Всероссийского конкурса «Безопасное колесо». Многие наши читатели, готовящие свои команды к Всероссийскому финалу, заметили, что в этом году эти документы претерпели существенные изменения. Прокомментировать нововведения и дать советы по подготовке к конкурсу в дополнение к опубликованным на сайте мы попросили инспектора отдела пропаганды УГИБДД МВД по Республике Татарстан Л.А. Волкову, наставника и тренера не одного поколения татарстанских юидовцев. Её подопечные 11 раз становились победителями и призёрами Всероссийских конкурсов «Безопасное колесо» и достойно представляли нашу страну в Европейском конкурсе по изучению и соблюдению ПДД, одержав там три победы и ещё шесть раз попав в число призёров.

Уважаемые педагоги! Материалы этой публикации вы можете использовать не только при подготовке ваших команд к соревнованиям «Безопасное колесо», но и в вашей ежедневной работе с юидовцами.

Размер велосипедов

— Начну с конца. Правила проведения «Безопасного колеса» дополнены пунктом 10 «Размер велосипедов», где говорится, что соревнования на третьей и четвёртой станциях проводятся на велосипедах с диаметром колеса не менее 50 и не более 64 сантиметров (от 20 до 24 дюймов) и с шириной протектора не менее 40 миллиметров.

Дополнение очень правильное, так как оно непосредственно связано с безопасностью и комфортом детей. Садясь на велосипед, ребёнок должен чувствовать себя на нём уверенно, спокойно и, самое главное, — безопасно. Для того чтобы правильно выбрать велосипед, необходимо знать некоторые параметры, которые способствуют комфортной езде. Это высота рамы и диаметр колёс, который традиционно измеряется в дюймах, которые в той или иной степени влияют на качество езды и безопасность. Поэтому делать выбор нужно правильно и с учётом всех физических особенностей владельца транспортного средства.

В технических данных современных велосипедов обязательно указывается, на какой рост они рассчитаны. Дети все разные — одни более высокие, другие — не очень. Велосипеды с 20-дюймовыми колёсами предназначены для невысоких ребят — ростом от 125 до 140 см. Те, кто выше, должны использовать велосипеды с 24-дюймовыми колёсами, чтобы их посадка на велосипеде была правильной, а значит, движение более уверенным и безопасным.

Надо сказать, что аналогичное требование на Европейском конкурсе по изучению и соблюдению ПДД было введено ещё в 2014 году, и очень приятно видеть, что российские соревнования приближаются к европейским стандартам.

Первая станция «Знатоки Правил дорожного движения»

В прошлых советах я уже говорила, что главное условие успешного выступления на этом этапе — это доскональное знание Правил дорожного движения. Не надо искать какие-то задачи, пытаться «натаскивать» детей по ним — нужно внимательно изучать книгу ПДД.

Что касается изменений, то я хочу обратить внимание педагогов на 11-й вопрос, который посвящён знанию понятия «слепая зона автомобиля» и умению правильно действовать в условиях «слепых зон». Как сказано в Положении, конкурсантам будет предложена иллюстрация с транспортным средством (автомобилем) и несколькими велосипедистами. Необходимо будет найти велосипедиста или велосипедистов, которых видит (или не видит) водитель автомобиля.

Честно говоря, я всегда удивлялась, что этой теме на общероссийском «Безопасном колесе» не уделялось должного внимания. Между тем вопрос крайне важный, ведь попадание в «слепую зону» нередко становится причиной дорожно-транспортных происшествий, в том числе наездов на пешеходов и велосипедистов.

Что здесь посоветовать? В Интер­нете можно найти много картинок и даже видео о «слепых зонах» вокруг легкового, грузового автомобиля. Пешеход и велосипедист должны чётко представлять себе, где, в каком месте водитель, находящийся за рулём, его не видит. Такие картинки и видео можно поискать по запросам «слепая зона», «слепая зона для велосипедистов», «слепая зона для пешеходов». Также можно выйти на улицу и изучить вопрос на примере реального автомобиля — легкового и (обязательно!) грузового, так как у грузового автомобиля «слепые зоны» особенно обширные, которые могут скрыть не только пешехода, но и велосипедиста. Нужно встать около автомобиля и посмотреть, какие зоны вокруг просматриваются, а какие — нет. Идеальный вариант — чтобы ребёнок мог посидеть на месте водителя и на собственном опыте убедиться, что из салона даже в зеркало заднего вида и боковые зеркала видно далеко не всё.

Вторая станция «Знание основ оказания первой помощи»

Здесь значимых изменений нет. Билет по-прежнему состоит из 10 вопросов, темы остались те же: кровотечения, переломы, ожоги, отморожения, раны, травмы различных частей тела — головы, грудной клетки, живота, позвоночника, конечностей. От детей требуется также знание простых повязок и мест их наложения.

Я говорила это в прошлой публикации и повторю сейчас: изучать первую помощь имеет смысл с частей тела, потому что в 9–10 лет дети могут не знать, где находится предплечье, голень, стопа, а если знают, то зачастую не могут правильно назвать. И только после того, как ребята усвоили этот материал, переходить к рассмотрению травм и способов оказания первой помощи.

Обращаю внимание педагогов, что в современной аптечке не содержится лекарственных препаратов, в ней есть только самое необходимое, чем может воспользоваться человек без медицинского образования: бинты, стерильные салфетки, жгут (самый простой, не медицинский), обязательно — одноразовые перчатки. Ещё раз повторю: помощь надо оказывать только в одноразовых перчатках. Во-первых, чтобы человек не навредил себе сам, если у того, кому он оказывает помощь, есть заболевания, передающиеся через кровь или при контакте. А во-вторых, для того, чтобы не занести никакую дополнительную инфекцию в рану пострадавшему.

В прежние годы известную трудность в билете представлял 10-й вопрос, в котором проверяется знание алгоритма действий по оказанию помощи пострадавшим в ДТП. Сейчас, думаю, все команды уже знают, из каких шагов он состоит, так что это не должно вызвать трудностей. А в качестве примера предлагаю читателям «Доброй Дороги Детства» алгоритм, по которому занимаются наши ребята.

Третья станция «Автогородок»

Здесь поменялись критерии начисления штрафных баллов. Хочу заметить, что на каждом «Безопасном колесе» перед началом соревнований судьи встречаются с детьми и педагогами, проводят своеобразный инструктаж и рассказывают, как будет проходить тот или иной этап. И что касается вождения в автогородке, всегда возникал спор по вопросу, нужно ли велосипедисту сходить с велосипеда при проезде через железнодорожный переезд. В детских автогородках чаще всего рельсы не приподняты над дорогой, поэтому при подготовке на этот элемент обычно не обращали внимания. Более того, на общероссийском финале педагоги часто просили разрешить именно проезд через железнодорожный переезд, аргументируя это необходимостью уложиться в отведённое время.

Я считаю, что этот аргумент абсолютно неправильный. Мы должны учить детей ездить не быстро, а безопасно. Железнодорожный переезд — это опасное место. Пе­­ресекая его пешком, человек в большей мере может владеть ситуацией, видеть, что вокруг происходит.

В нынешних правилах этот спорный вопрос наконец закрыт. В перечне нарушений, за которые начисляются штрафные баллы на третьей станции, чётко указано, что за проезд через железнодорожный переезд (участник не спешился) будут начисляться три штрафных балла.

Следующее нарушение, за которое теперь начисляются штрафные баллы, — не посмотрел назад и не убедился в безопасности, отъезжая от контрольного пункта. В общем-то это правильное поведение любого водителя — не только велосипедиста. Каждый автомобилист знает, что, отъезжая от тротуара, нужно обязательно посмотреть в зеркало заднего вида, боковые зеркала: нет ли опасности, не нужно ли кого-то пропустить и т.п. То же самое мы должны воспитывать у велосипедистов: отъезжая от места парковки, от тротуара, от дома, от магазина, а на конкурсе — от контрольного пункта, нужно обязательно посмотреть назад, чтобы убедиться в безопасности. Три штрафных балла, если вы этого не сделаете.

То же самое касается проезда нерегулируемых перекрёстков. По новым правилам, если участник не убедился в безопасности проезда поворотом головы влево-вправо, он получит два штрафных балла. Заметим, что в Положении дословно написано «вправо-влево», но правильнее всё-таки сначала повернуть голову влево, а затем — вправо. Участник должен убедиться, что у него нет помехи справа, которую он обязан пропустить, или он сам, являясь помехой справа, должен убедиться, что его пропускают.

В автогородке на Всероссийском конкурсе встречаются два-три нерегулируемых перекрёстка. И действительно, нужно приучать детей сначала смотреть по сторонам, а потом проезжать. Это дополнение приучает детей быть внимательными на любом перекрёстке.

И наконец, несколько слов о подаче сигналов. Перечень нарушений, за которые начисляются штрафные баллы, дополнен строчкой «Подача сигнала рукой об остановке, которая может ввести в заблуждение других участников дорожного движения (при подъезде к дорожным знакам 2.4, 5.19.1, 5.19.2)» (1 штрафной балл). Опять-таки этим уточнением закрыт спорный вопрос, который всегда обсуждался на инструктаже. Если по пешеходному переходу переходят дорогу, то, конечно, велосипедист должен поднять руку, остановиться и пропустить пешеходов. Если пешеходов нет — то и нет надобности останавливаться. Достаточно просто притормозить, убедиться, что никого нет, и проехать дальше. То же самое касается знака «Уступи дорогу». Если, подъезжая к перекрёстку, участник не видит никаких других транспортных средств, останавливаться не нужно, достаточно просто притормозить. Соответственно, не нужно подавать сигнал об остановке.

Четвёртая станция «Фигурное вождение велосипеда»

Здесь, в общем-то, ничего не изменилось. По-прежнему участникам предлагается от двух до четырёх площадок. Единственное нововведение: на этой станции участникам должны быть предоставлены схемы препятствий. То же самое касается и автогородка — перед соревнованиями участникам будет предоставлена схема автогородка, что поможет детям спокойно, без лишнего страха, без ненужного стресса проходить этапы.

Пятая станция «Основы безопасности жизнедеятельности»

А вот здесь произошли, наверное, самые большие изменения. То есть сектора остались прежними (планшет по Правилам дорожного движения, в котором нужно было найти нарушителей ПДД, задание «Безопасный путь домой» и планшет «Мой друг велосипед»), но изменилось одно из принципиальных условий задания — возраст. Если раньше первые два планшета нужно было решать с точки зрения участника дорожного движения 7–14 лет, то теперь — с точки зрения участника дорожного движения от 14 лет и старше. Это, я считаю, правильно. В «Безопасном колесе» участвуют ребята 10–12 лет, значит, совсем скоро всем им исполнится 14 лет и они должны будут выполнять все пункты правил, которые относятся ко взрослым велосипедистам. Таким образом, конкурс работает на будущее. Также изменилось время, которое отводится на выполнение этого задания, — 1 минута.

Отметим, что в этом году безопас­ный путь домой каждый ребёнок рисует самостоятельно (в предыдущие годы это делали всей командой). С этим я тоже абсолютно согласна. На до­­роге каждый отвечает за себя и за свои действия. Время осталось прежним — 4 минуты.

Содержание третьего сектора — «Мой друг велосипед» также претерпело изменения. В этом году участникам будет предложено найти детали транспортных средств, которые относятся или не относятся к велосипеду, 
и выложить их на отведённое для этого место. На выполнение этого задания также даётся одна минута. Как это будет организовано, сказать сложно. Я тоже не знаю, что нам предложат организаторы, но считаю, что само задание интересное. Возможно, задание будет приближено к европейскому конкурсу, где перед участниками лежат настоящие детали от автомобиля, мотоцикла, велосипеда и необходимо найти нужную.

Творческий конкурс

В этом году для творческого конкурса выбрана очень интересная и модная тема «Хэштег #Безопасная Дорога Детям». Тема очень общая, а значит, есть простор для полёта фантазии. Это может быть пропаганда правильного поведения детей-пешеходов, детей-велосипедистов, использования световозвращающих элементов, детских автокресел, ремней безопасности — всего что угодно! Нет предела совершенству!

Творите, пробуйте! Спросите у детей, что бы они хотели показать. Иногда дети выдают настоящие шедевры, в любом случае, у них есть чему поучиться.

Несколько слов о том, как представить вашу агитбригаду на сцене. Проанализировав выступления ребят на прошлогоднем конкурсе во Владивостоке, я хочу остановиться на двух моментах.

Первое. Очень здорово в прошлом году выступила команда Калининградской области. Моё мнение — они показали классическую агитбригаду, именно такую, какими должны быть творческие выступления. С минимумом технических средств, с минимумом реквизита, который они взяли в руки и унесли со сцены. Такую агитбригаду они могут показать в любой школе, не надо искать транспорт, чтобы перевезти реквизит. Приехали и выступили.

На «Безопасное колесо» не надо приезжать со спектаклями, с массой реквизита. Я часто слышу от педагогов: у нас такое отличное выступление, настоящая сказка с королём, королевой, принцессой и другими героями. Возможно, сказка действительно хороша, чтобы показать её, например, младшим школьникам. Но творческое выступление на «Безопасном колесе» должно быть именно в формате агитбригады — динамичным, лаконичным и логично состоящим из трёх частей: пролога, кульминации и финала.

Второе. Старайтесь укладываться в лимит времени. Краткость — сестра таланта. В этом году за превышение установленного времени будут начисляться штрафные баллы: до 10 секунд — 2 балла, до 30 — 5 баллов, более 30 — 10 баллов. Помните, что выступление имеет эффект, когда оно уверенно и не затянуто.

Давайте обмениваться опытом

У меня есть ещё одно обращение к педагогам. Считаю, что регионы-лидеры, которые регулярно входят в десятку и занимают призовые места на всероссийских конкурсах, должны проводить мастер-классы по тем этапам, которые у них лучше всего получаются. Считаю, что для развития движения ЮИД мы просто обязаны рассказать другим педагогам, как готовиться к конкурсу.

Я нахожусь в контакте с педагогами и вижу пустоту в педагогической среде, которая ничем не заполняется. Если сотрудники Госавтоинспекции, пропагандисты проводят различные семинары, совещания, изучают передовой опыт, то у педагогов ничего этого нет.

Считаю, что «Безопасное колесо» — это та площадка, где педагоги могут обмениваться опытом. Кроме того, нужна проверка знаний и самих педагогов, потому что, к сожалению, приходилось сталкиваться с тем, что некоторые педагоги не знают Правил дорожного движения. Я не говорю о том, чтобы каждый педагог имел открытую категорию «В», но я сама слышала, как педагог, который привёз ребят на «Безопасное колесо», называл пешеходный переход пешеходной дорожкой. Это же совершенно разные вещи! Путают дорожные знаки, названия групп дорожных знаков и т.д. С 2009 года в составе аптечки первой помощи нет медикаментов, но в прошлом году во Владивостоке я слышала, как педагоги рассказывают детям про йод и нашатырный спирт...

Я считаю, что педагогов надо учить, чтобы они не путались хотя бы в базовых понятиях. У нас в Та­­тар­стане существуют курсы повышения квалификации для учителей начальных классов и педагогов дошкольных образовательных организаций. А во многих регионах нет этого. Поэтому и нужно использовать площадку «Безопасного колеса» в том числе и для обучения педагогов.

Другие статьи по теме: "Безопасное колесо" / Методика работы

 






Хочешь поделиться новостью? Самое интересное опубликуем на сайте

2024-08 Подписаться







Создание интернет-магазина на Битрикс веб-студия «Модуль»

Создание сайта
веб студия «Модуль»