Волшебный мир кукол
Мы в соцсетях

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Волшебный мир кукол

Интервью с Гордием Дмитриевичем Салтыковым, заведующим Музеем театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова

Существует много мнений о том, что такое Кукла. У каждого человека — своё. Возможно, вы удивлены, почему я написал слово «Кукла» с заглавной буквы. «Может быть, это опечатка?» — подумаете вы. Нет, хочу я вам заявить! Дело в том, что Кукла — это не просто куски ткани, нашитые на деревяшку. Для меня Кукла — это живое существо, но только при одном условии — если человек будет вкладывать душу в неё, буквально отдавая ей своё сердце, то она начнёт жить. Кукла будет способна делать всё то, что может сделать человек, а иногда и больше!

Интересно наблюдать, как только что неподвижное тканевое тело вдруг начинает дышать… Если честно, в зрительном зале можно увидеть уже оживших Кукол, но мне, к счастью, удалось побывать за кулисами театра и поговорить с великим актёром, к сожалению уже ушедшим из жизни, Андреем Сергеевичем Денниковым. Именно от него я узнал, как можно передать своё сердце Кукле. Именно за кулисами этого театра я увидел, как Кукла становится живой. Это было невероятно!

Оказывается, когда артист стоит за кулисами, готовясь выйти на сцену, он разговаривает со своей куклой как с человеком. Перед каждым выступлением он уединялся и спокойно разговаривал со своей Испанкой, с которой должен был танцевать. Этот разговор и вправду помогал. После спектакля зрители говорили, что моя партнёрша была как настоящая.

У всех нас есть дом. Но не многие знают, что свой дом есть и у кукол. Это Музей театральных кукол ГАЦТК имени Сергея Владимировича Образцова. Его создал уникальный актёр-кукольник, режиссёр и драматург Андрей Яковлевич Федотов в центре Москвы, в первом здании театра, на площади Маяковского. В сентябре музею исполняется 80 лет: первая выставка театральных кукол открылась 16 сентября 1937 года прямо на балконе театра.

Жизнь в этом необычном месте совсем иная. Ещё бы! В одном доме собралось множество разнообразных кукол — артистов из разных стран. И конечно же, нужно следить за тем, чтобы они чувствовали себя комфортно и уютно. «Уютом и комфортом» в музее заведует Гордий Дмитриевич Салтыков. Он и рассказал очень много интересного и удивительного о жизни кукол за сценой.

— Так что же такое кукла?

— Кукла — это неживой предмет, который благодаря хорошему актёру оживает.

Каждый человек способен оживить куклу. Но следует знать, что кукла — это олицетворение души человека. Если у человека нет чувства сострадания, чувства любви и тех душевных качеств, которые делают человека по-настоящему живым, то кукла тоже будет двигаться, жить точно так же, как живёт человек, но в ней не будет этой особой теплоты и доброты. Внешне человек живой, двигается, действует логично, но чего-то особенного в нём не будет, поэтому этого не будет и в кукле.

Гордий Дмитриевич заметил, что человек, не имеющий «доброго сердца», не сможет по-настоящему оживить куклу.

— Можно ли сказать, что сердце кукольника находится в его руках?

— Кукольник через своё тело оживляет куклу.

А ведь её можно оживить не только руками, но и ногами! На VIII Международном фестивале театров кукол имени С.В. Образцова актриса из Италии Вероники Гонсалес (спектакль «Жили-были две ножки») управляла куклами с помощью ног!

— Зачем нужен музей?

— На мой взгляд, музей кукол нужен для того, чтобы любой человек, придя в него, мог познакомиться со всем многообразием мирового театра кукол. Куклы есть во всём мире, в каждой стране, в каждом городе. В семье кукольников каждый может придумать и создать что-то своё, совершенно особенное, и если поставить рядом куклы европейские, восточные, латиноамериканские, то можно увидеть, что они совершенно разные! Это интересно, как через куклу человек может передать особенности своей культуры.

Не стоит забывать, что театр ку­­кол — театр художников. Каждая кукла — это произведение искусства. Некоторые актёры создают кукол самостоятельно. Можно сказать, что кукольник — настоящий художник, который оживляет то, что априори не может жить. Потому музей кукол является своеобразной галереей, в которой неживое становится живым.

Побывав в этом музее, мне стало очень интересно, как живётся куклам.

— Что вы делаете для того, чтобы жителям музея было хорошо и уютно?

— Мы стараемся создать им больше места, чтобы дать им возможность свободнее дышать. Раньше они жили очень тесно, мешали друг другу, и для зрителя всё сливалось в одну картину. Мы, музейные работники, не можем так чувствовать куклу, как чувствует её актёр. Поэтому сейчас кукол в музее расставляет актриса Ольга Иннокентьевна Белен­кова. Она прекрасно чувствует куклу! Её куклы в витринах располагаются так, будто на секунду замерли и через мгновение их жизнь продолжится. Мы стараемся сохранить эту тонкую грань между живой и неживой материей. Это и есть волшебство театра кукол…

Когда берёшь куклу в руки, сразу ощущаешь, что держишь какое-то особенное существо, начинаешь разглядывать, пытаешься понять, как она может двигаться. В итоге замечаешь, что разговариваешь с куклой как с живым человеком. Некоторые говорят, что это безумие, но они даже не подозревают, какое чудо происходит в тот момент, когда актёр начинает общаться с куклой. Как только кукла попадает к человеку, способному передать те чувства, которыми обладает сам, она сразу же становится не обычной тряпкой с гапитом, а настоящим живым существом. Лично я убедился в этом на собственном опыте. Когда я беру куклу в руки, то сам того не осознавая, вглядываюсь в её лицо. И как только мой взгляд встречается со взглядом куклы, я чувствую, что теперь кукла — это часть меня.

Найдутся люди, которые скажут, что всё это глупости. Они просто ни разу не были в кукольном театре, ведь в настоящее время современное общество совершенно не знает, что такое театр кукол.

— Как можно увлечь современ­­­ное общество кукольным те­­­ат­ром?

— Я думаю, что увлечь людей в театр кукол можно выходом на улицу, на площадь. Чем больше кукол будет на народных праздниках, торжествах и гуляниях, тем больше будет интерес взрослых и детей к этому удивительному творчеству. Так было издавна. Кукла всегда была в самой гуще народа. Тогда получается, что не вы, зрители, приходите в театр кукол, а театр кукол приходит к вам.

— Часто ли в музее появляются новые жители?

— Да, довольно часто. Во-первых, куклы-пенсионеры. Спектакль заканчивает свою сценическую жизнь, и куклы, участвовавшие в нём, попадают в музей, где продолжают жить и радовать посетителей театра. Некоторые счастливцы приобретаются театром на аукционах. И конечно же, подарки! Множество кукол из восточных и европейских стран поселились в нашем музее именно таким удивительным способом.

Да… Музей театральных кукол — это не просто музей… это сказочный мир! Переступив его порог, становишься другим человеком, открывая в себе что-то новое, прекрасное, доброе, и возникает ощущение, будто попал в иной мир, в котором остановилось время.

Каждый располагает им как хочет, но существуют такие люди, которые способны пожертвовать его не для человека, а для Куклы, потому что она занимает огромную часть в жизни кукольника. 

Данила КУЗЯКИН, фото из архива музея

Другие статьи по теме: Интересное

 






Хочешь поделиться новостью? Самое интересное опубликуем на сайте

2024-08 Подписаться







Создание интернет-магазина на Битрикс веб-студия «Модуль»

Создание сайта
веб студия «Модуль»