Задолго до расселения славян
Мы в соцсетях

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Задолго до расселения славян

Дорогие мальчишки и девчонки, мамы и папы, бабушки и дедушки, учителя и воспитатели, хочу поделиться с вами своими мыслями, знаниями и наблюдениями об истории нашего Отечества через призму зарождения, становления и развития наземного транспорта, путей сообщения и той гигантской работы, которая всегда направлялась на обеспечение безопасности нас с вами. И хотя многое из этого повествования в какой-то степени вам известно из Интернета, книг, документов и рассказов, тем не менее меня не покидает ощущение, что наш с вами разговор на страницах «Доброй Дороги Детства»  получится познавательным и чуть-чуть приблизит нас к разгадке вселенской тайны — как обезопасить себя не только на извилистых улочках и проспектах нашей столицы, но и на дорогах Земли.

На территории нашей страны ещё до расселения славян имелись многочисленные поселения древних народов, таких, например, как скифы, сарматы и т.п. Стоянки этих народов, живших за много тысяч лет до нашей эры, были обнаружены на Кубани, Кавказе, в Крыму, на Украине, в Белоруссии, Средней Азии и во многих других районах нашей огромной страны. Так, в III–II тысячелетиях до н.э. на обширных пространствах Среднего Приднепровья, в верховьях Днестра и Буга, в Прикарпатье, Причерноморье и на Дунае жили земледельческие племена, в частности трипольские, которые ещё в доскифский период являлись наиболее развитыми в Европе. Так называемая трипольская культура, получившая наименование от первых находок в окрестностях Триполья, представляет собой промежуточную, смежную медно-каменную культуру, в которой ясно выражен родовой быт и осёдлый земледельческий характер. К этой культуре примыкают северные медно-каменные стоянки в Приладожье и в других местах, хотя там более сильно выражен примитивный охотничье-рыболовный характер их быта.

Согласно исследованиям отдельных учёных установлено, что трипольская культура была тесно связана с культурными областями Дуная и Балкан и даже с районами Средиземноморья и Малой Азии, о чём, в частности, свидетельствуют находки из керамики и меди.

Археологические находки, относящиеся ко II–I тысячелетиям до н.э., наглядно показывают, что древние предки славян уже в то время умели хорошо применять в качестве транспортных средств домашних быков, лошадей и верблюдов, которые впрягались в повозку. Многочисленные находки конской сбруи, датируемые в большинстве случаев серединой I тысячелетия до н.э., были обнаружены во многих регионах Поволжья, Подонья, на Украине, а также в Сибири и Средней Азии.

Большое значение в жизни древних предков славян имел переход к использованию металлов и особенно железа. Так, в I тысячелетии до н.э. железо наряду с бронзой начинает приобретать всё большее и большее значение в развитии хозяйства и быта народов, населявших нашу страну. Как известно, применение железа в качестве материала для орудий производства и оружия, по классификации Ф. Энгельса, является такой эпохой в развитии первобытного и рабовладельческого общества, которая характеризуется появлением животноводства и земледелия. Именно в эту эпоху человечество научилось широко применять животных в качестве средств передвижения и пролагать примитивные, не только вьючные, но и колесные пути. Это и понятно, ибо одним из достижений указанной эпохи, как отмечает Ф. Энгельс, являлось изобретение повозки и боевой колесницы, широкое использование которых неизбежно приводило к прокладке сухопутных путей, особенно в период военных походов.

Предметы бронзового века были найдены не только в южных, но и северных районах Восточно-Европейской равнины, вплоть до Камы и Сибири. Как установлено, в большинстве случаев наличие находок из предметов бронзового века свидетельствует о широких торговых сношениях.

Вполне возможно, что эти связи осуществлялись с применением домашних быков и лошадей в качестве средств передвижения по примитивным вьючным путям.

В 1908 г. в Закавказье была обнаружена массивная деревянная повозка со сплошными колёсами и упряжкой для четырёх быков, относящаяся к ранней стадии бронзовой культуры — примерно к середине II тыс. до н.э. К этому же периоду следует отнести и четырёхколесную деревянную повозку, открытую в 1937–1939 гг. в курганах Триалети. Остатки повозок (колёса подобного типа), найденные в могильных курганах степей Нижнего Поволжья, относятся археологами к предскифскому периоду. К этому времени относится найденная в одном из могильников модель глиняной повозки, вернее, двухколесной арбы.

Во всяком случае, скифам, занимавшим в I тыс. до н.э. степные пространства Днестра, были хорошо известны колёсные повозки, которые они использовали в качестве передвижных жилищ. В погребальном кургане эпохи бронзы около города Степного найдена повозка с четырьмя колёсами из сплошного дерева. В сарматских курганах на Кубани обнаружена четырехколесная повозка и упряжь. Известны также детские глиняные игрушки, изображающие четырехколёсную скифскую повозку. На основании данных минусинской культуры можно утверждать, что скифам Сибири было известно использование для транспорта не только лошади, но и верблюда, изображение которого, запряжённого в крытую двухколёсную на спицах повозку, сохранилось до наших дней.

В 1949 г. в Восточном Алтае в курганах Пазырской группы была обнаружена оригинальная колесница с дышловой упряжкой, отнесённая к III–I вв. до н.э. К этому времени были известны повозки на колёсах со спицами как четырёх-, так и двухколёсного типа, о чём свидетельствуют раскопки последних лет ранне-сарматских погребений в районах Волги и Заволжья.

Таким образом, до нас дошли достаточно полные сведения о тогдашних транспортных средствах — конных повозках. И хотя данных, подтверждающих техническое состояние этих транспортных средств, в источниках и литературе не приводится, нетрудно понять, что древние предки славян умели искусно изготавливать повозки из прочных пород древесины. Мощное основание повозки покоилось на прочных поперечинах, служивших одновременно осями для вращающихся на них колёс.

Конструкция колёс претерпела длительную эволюцию. Вначале это были массивные диски, сделанные из целых стволов толстых деревьев. Повозки с такими колесами диаметром от 30 до 45 см были найдены в курганах на Алтае в 1947 г. Затем появились колёса с уширенной ступицей, надевавшейся на ось. Такая конструкция позволяла перевозить грузы большого веса. Зимой для этих целей использовались сани — повозки на двух полозьях.

Завершая краткое повествование о транспортных средствах древних народов, их конструктивной и эксплуатационной безопасности, чётко прослеживается историческая закономерность важности технического состояния транспортных средств всех видов на различных этапах развития общества.

Не меньшее значение с точки зрения конструктивной и эксплуатационной безопасности уделялось упряжи: гуж — кожаная петля в хомуте, которой с помощью дуги прикрепляют оглобли. Дуга — принадлежность упряжи в виде круто изогнутого ствола дерева, концы которой вдеваются в гуж для скрепления оглобель с хомутом.

Для названных транспортных средств необходимо прокладывать дороги. Характерной особенностью развития сухопутных путей в рабовладельческих государствах, возникших в I тыс. до н.э. на территории нашей страны, является создание целой системы таких дорог, приспособленной для обслуживания как правительственных нужд этих государств и успешного ведения войн, так и для обслуживания торгово-экономических задач.

Как говорят греческие источники, скифы имели тесные торгово-экономические отношения с греками, что способствовало расслоению скифского общества на классы. Сначала скифы создали союз племён, но довольно быстро их союз начал приобретать форму настоящего государства, во главе которого стоял царь. Скифскому царству приходилось вести серьёзные войны. Так, в войне с Персией на угрозы персидского царя скифский царь ответил: «Моё положение таково, царь, я и прежде никогда не бегал из страха перед кем-либо и теперь убегаю не от тебя. Так я поступаю и в мирное время, почему я сейчас не вступил в сражение с тобой — объясню. У нас нет ни городов, ни обработанной земли, а поэтому мы не боимся их разорения и опустошения… А за то, что ты назвал себя моим владыкой, ты дорого заплатишь».

Как известно, огромная армия, направленная в Скифию персидским царём, пропала бесследно. Не потому ли, что не знала скифских дорог?

Начало создания относительно благоустроенных дорог было связано не только с хозяйственно-экономическими, но и с военными соображениями. Тогда же предпринимались меры по безопасности воинских формирований, например устройство из телег круговой обороны во время остановки отрядов на случай внезапного нападения противника.

А что касается безопасности на путях сообщения, воры и разбойники нападали на торговые караваны. Кому можно было жаловаться?

Уже тогда определялись направления движения между поселениями и изыскивались способы улучшения сухопутных дорог — подсыпка грунтом низких мест, подстилка заиленных участков хворостом и т.п. 

Г. РИФИЦКИЙ

Другие статьи по теме: Люди и события / Интересное

 






Хочешь поделиться новостью? Самое интересное опубликуем на сайте

2024-08 Подписаться







Создание интернет-магазина на Битрикс веб-студия «Модуль»

Создание сайта
веб студия «Модуль»