Почему в ДТП страдают дети?
Мы в соцсетях

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Почему в ДТП страдают дети?

О том, что необходимо сделать всем заинтересованным взрослым, чтобы сохранить жизни юных участников дорожного движения, рассказывает начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма ГУОБДД МВД России полковник полиции Максим Германович Белугин.

Обеспечение безопасности детей на дорогах остаётся одним из важнейших приоритетов в работе Госавтоинспекции. Её сотрудники прилагают все усилия для того, чтобы дети не гибли и не получали увечья на дорогах. Автоинспекторы приходят в образовательные организации, встречаются с малышами-детсадовцами, школьниками и их родителями, участвуют в родительских собраниях и заседаниях педагогических советов, проводят разнообразные мероприятия и акции, цель которых — привить детям и подросткам навыки безопасного участия в дорожном движении.

Всё это даёт свой результат. На протяжении нескольких последних лет наблюдалось постепенное сокращение основных показателей детского дорожно-транспортного травматизма. Однако в этом году, несмотря на принимаемые меры, ситуация обострилась.

О причинах этого явления и о том, что необходимо сделать всем заинтересованным взрослым, чтобы сохранить жизни юных участников дорожного движения, рассказывает начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма ГУОБДД МВД России полковник полиции Максим Германович Белугин.

Состояние аварийности с участием несовершеннолетних по-прежнему остаётся острой проблемой для нашей страны. В 2017 году дети стали участниками каждого 9-го ДТП с пострадавшими в России. В каждом 25-м ДТП дети погибли, а в каждом 10-м — получили ранения.

Несмотря на то, что фактическое число детей, погибших в ДТП в 2017 году (713), значительно ниже прогнозируемых целевых индикаторов Федеральной целевой программы по безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг. (792), нерешённые вопросы остаются.

Более трёх четвертей (77,5%) ДТП с участием детей произошли из-за нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации (далее — ПДД) водителями транспортных средств. Доля погибших и раненных в них детей от общего числа детей, пострадавших в ДТП, составила 87,9% и 79,1% соответственно.

Одновременное увеличение трёх основных показателей аварийности с участием детей (ДТП — погибло - ранено) по итогам 2017 г. отмечено в 22 субъектах Российской Федерации.

Увеличение числа погибших детей на 100 и более процентов отмечено в 13 регионах России.

В большей степени дети становились участниками ДТП в качестве пассажиров и пешеходов.

Дети-пассажиры

Наиболее остро стоит вопрос дорожного травматизма среди детей-пассажиров. По этому показателю отмечается не только рост количества ДТП, но и рост числа погибших и раненых детей. За 2017 г. зарегистрировано 8852 (+1%) ДТП, в которых 450 (+2%) детей погибли и 10206 (+2,2%) ранены.

Очевидно, что количество транспорта увеличивается год от года. Так, если в 2013 г. было зарегистрировано 50,62 млн автомобилей, то в 2016 году — уже 54,01 млн (+6,28%). Кроме того, с 2013 г. наблюдается увеличение численности несовершеннолетнего населения в возрасте до 14 лет (+10,6%, +2,7 млн). Прирост численности детей и количества транспортных средств приводит к увеличению числа детей, участвующих в дорожном движении как в качестве пассажиров, так и пешеходов, и, к сожалению, становящихся участниками ДТП. При этом нужно отметить, что рост количества транспортных средств продолжается.

Доминирующим (72,9%, или 6456) и прогрессирующим (+1,8%) видом ДТП, где пострадали дети-пассажиры, являются столкновения транспортных средств (притом, что доля ДТП данного вида в общем массиве ДТП составляет только 41,7%).

Одной из основных причин столкновений стало несоблюдение очерёдности проезда перекрёстков. В 863 (+2,7%) ДТП погиб 21 (+31,3%) ребёнок и 1017 (+4,5%) детей получили ранения.

Вместе с тем, наибольшее число детей (140, -4,8%) — почти треть от всех погибших детей-пассажиров, — погибает при столкновениях в результате выезда транспортных средств на полосу встречного движения (683 (-2,8%) ДТП, 795 (-4,1%) ранены).

Количество ДТП, связанных со столкновениями транспортных средств, в городах и населённых пунктах (4422, 68,5%) на 37% больше, чем на автодорогах вне населенных пунктов (2034, 31,5%). При этом при увеличении показателей аварийности в городах и населённых пунктах (4422 (+6,8%), 82 (+7,9%), 5063 (+8,5%)). Отмечено снижение количества ДТП и числа раненых на автодорогах вне населенных пунктов (2034 (-7,7%), 237 (+1,3%), 2421 (-7,4%)).

Более двух третей (69,8%) погибших детей-пассажи-ров составили дети в возрасте до 12 лет (314). В возрасте до 7 лет погибли 237 детей, с 8 до 12 лет — 102 ребёнка, а с 13 до 16 лет — 111 детей.

Вместе с тем, например, из 33 погибших детей-пассажиров в возрасте до 1 года, 43,7% находились в момент аварии в автолюльках, 31,4% — на руках у взрослых, 6,4% — в съёмных люльках от колясок, а в 18,5% случаев перевозились без автокресел.

Наибольшее количество ДТП с участием детей-пасса-жиров (9,5%), а также число погибших и раненных в них зафиксировано в возрастной категории 15-16 лет — 837 ДТП (+1,3%), 43 (-23,2%) погибли и 836 (+0,7%) ранены.

Максимальный рост числа погибших детей (+147,1%) зафиксирован в возрастной категории 4-5 лет (719 (+6,2%) ДТП, 42 (+147,1%) ребёнка погибли и 683 (+2,6%) ранены).

Данные статистики указывают, что 84,9% ДТП произошли с участием детей-пассажиров в возрасте до 12 лет, которые были пристегнуты ремнями безопасности или находились в детских удерживающих устройствах (далее — ДУУ).

Проводимая информационно-пропагандистская работа по использованию ДУУ, а также отработка группами нарядов ДПС нарушений правил применения этих устройств (свыше 27,8 тыс. мероприятий), принесли положительные результаты. Несмотря на общий рост количества ДТП с детьми-пассажирами, отмечено более активное применение водителями ДУУ при перевозке детей в возрасте до 12 лет, что привело к снижению количества ДТП (1009, -1,8%), когда водители нарушили правила перевозки детей и тем самым — к сокращению числа раненых детей (1181, -0,6%). Число погибших детей осталось на уровне прошлого года (82). Пренебрежение водителями использованием ДУУ и ремней безопасности зафиксировано при оформлении каждого седьмого (15,1%) ДТП, в каждом четвёртом случае смерти и каждом шестом случае ранения ребенка-пассажира в возрасте до 12 лет.

86% (7613) детей-пассажиров находились в салонах легковых автомобилей. Доля несовершеннолетних пассажиров грузовых автомобилей составила 1% (85) от всех пострадавших детей-пассажиров, автобусов — 7,8% (694), мототранспорта — 4,6% (409). Наибольшая тяжесть последствий отмечена в ДТП с участием детей — пассажиров мототранспорта.

44,1% (3897, -0,2%) от всех ДТП с участием детей-пассажиров связаны с нарушениями ПДД водителями легковых автомобилей, в салонах которых находились эти пострадавшие дети. В таких ДТП погибли 294 ребёнка (-0,7%), число раненых детей возросло на 0,8% (4544).

Среди основных нарушений ПДД водителями транспортных средств, способствовавших совершению этих ДТП: 691 (-0,6%) ДТП — выезд на полосу встречного движения, 796 (+2,4%) ДТП — несоблюдение очередности проезда перекрёстков дорог, 347 (+1,2%) ДТП — неправильный выбор дистанции, 481 (-5,9%) ДТП – несоответствие скорости конкретным условиям, 494 (+0,6%) ДТП — нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части, 386 (+3,2%) ДТП — управление транспортными средствами водителями с признаками опьянения (находились в состоянии опьянения (323, +4,2%) либо отказались от медицинского освидетельствования (63, -1,6%)).

Необходимо отметить, что по вине водителей с большим стажем управления (15 и более лет) совершено 37,6% (1861, +9,7% из 4625) ДТП. Аналогичная ситуация и в ДТП с участием детей-пешеходов, где по вине водителей со стажем управления 15 лет и более совершено 39,8% (2112, +12,6% из 5301) ДТП.

Больше всего ДТП с участием детей-пассажиров происходило в выходные дни — воскресенье и субботу (38,5% от всех ДТП), в них погибли 196 детей (43,6% от всех погибших детей-пассажиров) и 3974 ребёнка получили ранения (39,2% от всех раненых детей-пассажиров). Одновременный рост количества ДТП, а также числа погибших и раненых детей-пассажиров прослеживается в понедельник (1180 (+6,4%) ДТП, 64 (+45,2%) ребёнка погибли и 1352 (+7,5%) ранены).

Самыми аварийными месяцами стали август (1155 (+1,5%) ДТП, 63 (стаб.) ребёнка погибли и 1350 (+1,4%) ранены) и июль (1098 (+3,1%) ДТП, 74 (+23,3%) погибли и 1262 (+2,6%) ранены), что в большей степени связано с перевозкой детей от мест отдыха к местам проживания.

Подразделениями Госавтоинспекции России продолжится последовательная работа по профилактике ДТП с участием детей-пассажиров.

Так, например, планируется дальнейшее проведение мероприятий, направленных на разъяснение родителям правил перевозки детей-пассажиров с акцентом на взаимодействие с родительскими комитетами образовательных организаций и общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей».

Будет акцентировано внимание на профилактической работе с водителями, имеющими стаж управления транспортными средствами более 10 лет.

Для разъяснения изменений в ПДД планируется подготовить памятки и буклеты для распространения в многофункциональных центрах «Мои документы» и регистрационно-экзаменационных подразделениях.

В помещениях Госавтоинспекции или в автошколах будут реализовываться дополнительные мероприятия для водителей в форме лекториев (видеолекториев), а также при составлении административных материалов будут демонстрироваться видеоролики, отражающие крайне негативные последствия допускаемых водителями нарушений ПДД.

В работе подразделений дорожно-патрульной службы должен быть сделан акцент на пресечение совершения водителями грубых нарушений ПДД, таких как выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, на автодорогах вне населённых пунктов, нарушений правил проезда перекрёстков дорог в населённых пунктах.

Дети-пешеходы

Сложной остаётся обстановка с аварийностью, связанной с наездами на детей-пешеходов. В 2017 г. произошло 8622 ДТП с их участием. Число погибших детей сократилось на 7% (200), но увеличилось на 2,7% количество таких ДТП и на 3,5% (8715) возросло число раненных детей. В среднем, в стране ежедневно происходит практически 24 наезда на детей.

В 19 субъектах Российской Федерации зафиксировано одновременное увеличение всех основных показателей аварийности с участием детей-пешеходов.

65% детей-пешеходов, пострадавших в ДТП в тёмное время суток, не имели световозращающих элементов, размещённых на одежде, обуви или школьном рюкзаке. А вне населённых пунктов доля таких детей составляет 94,5%.

Количество ДТП с детьми-пешеходами вне населённых пунктов незначительно (2%), оно снизилось почти на четверть (-25%, 178).

98% (8444, +3,4%) наездов на детей совершены в городах и населённых пунктах.

Около половины (40,6%, 3426) таких ДТП совершены на улицах и дорогах местного значения в жилой застройке, в большинстве случаев находящихся вне маршрутов патрулирования нарядов ДПС.

На «внутридворовых территориях» при снижении количества ДТП и числа раненных детей число погибших значительно возросло: 1048 (-4,6%) ДТП, 11 (+37,5%) детей погибли и 1044 (-4,9%) ранены.

Как дети, так и взрослые не всегда придают должное значение соблюдению правил безопасности при движении во дворах и жилых зонах, а также около домовладений в небольших населённых пунктах. Отсутствие детских площадок и мест для парковок транспортных средств является причиной того, что проезжая часть превращается в места для стоянки автомобилей и игр детей.

Следует отметить, что 40,9% ДТП с участием детей-пешеходов происходит на пешеходных переходах (3524, +10,5%). Доля погибших детей-пешеходов на пешеходных переходах (28,5%) значительно ниже, чем доля ДТП на пешеходных переходах (40,9%). Следовательно, риск получить смертельные травмы при наезде значительно выше при переходе дороги вне пешеходного перехода.

Основная часть (73%) наездов на несовершеннолетних, по-прежнему, происходит на нерегулируемых пешеходных переходах (+11,6%, 2574).

Более четверти (27%) ДТП с детьми на пешеходных переходах произошли на регулируемых пешеходных переходах – 950 (+7,6%). Из них 26% ДТП связаны с собственной неосторожностью детей и произошли из-за невыполнения ими требований сигналов светофора (247, +6,9%).

87,5% (3082) происшествий, в результате которых пострадали дети на пешеходных переходах, связаны с нарушениями ПДД водителями. Из них 2797 (90,8%) ДТП - непосредственно с нарушениями правил проезда пешеходных переходов (непредоставление преимущества в движении пешеходам), в 189 (6,2%) ДТП зафиксировано несоблюдение водителями требований сигналов светофора.

Одним из факторов, влияющих на количество наездов на пешеходных переходах, является либо отсутствие (61 субъект), либо недостаточное количество (15 регионов) приборов (по 1-2) для фотовидеофиксации невыполнения требований ПДД о предоставлении преимущества в движении пешеходам. Аналогичное положение - с приборами для фиксации проезда регулируемых пешеходных переходов на запрещающий сигнал светофора. В целом в России количество комплексов фотовидеофиксации, фиксирующих непредоставление преимущества в движении пешеходам, составляет всего 120, или 0,1% от общего количества комплексов.

Кроме того, в 70,1% (2470) случаев совершению ДТП с участием детей на пешеходных переходах способствовали недостатки в содержании улично-дорожной сети: в основном, отсутствие или плохая различимость дорожной разметки — 43,1% (1519) ДТП, а также отсутствие, неправильное применение или плохая видимость дорожных знаков или наличие неправильно установленных дорожных знаков — 36,4% (1283) ДТП.

Изменения в ГОСТ относительно требований к пешеходным переходам вблизи образовательных организаций и проведённая работа по их приведению в соответствие требованиям позволили минимизировать количество наездов на детей на данных пешеходных переходах. Обустройство искусственных неровностей, пешеходных ограждений, светофоров Т7, дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на флуоресцентной основе над проезжей частью показали свою эффективность.

Только 2,9% ДТП от всех происшествий с участием детей-пешеходов на пешеходных переходах произошли на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах, расположенных на участках улиц или дорог, проходящих вдоль территорий образовательных организаций (22 (-21,4%) ДТП и 79 (-9,2%) ДТП, соответственно). В 101 таком происшествии 2 ребёнка погибли и 103 ранены. Отмечено снижение как количества ДТП, так и числа раненных в них детей, число погибших стабильно.

С нарушениями, допущенными самими детьми как на пешеходных переходах, так и вне их, связаны 39,8% (3431) наездов на детей-пешеходов, а также 44,5% (89) смертельных случаев и 39% (3403) ранений в результате таких ДТП.

62,1% происшествий, в результате которых погибли или получили ранения дети-пешеходы, произошли из-за нарушений ПДД водителями транспортных средств.

Анализ материалов по ДТП с детьми-пешеходами показал, что в большинстве случаев причиной происшествий стала невнимательность водителей при проезде пешеходных переходов, а также в ряде случаев — пересечение детьми проезжей части дороги бегом, выход из-за стоящих (припаркованных) транспортных средств или остановившихся перед пешеходным переходом на другой полосе проезжей части дороги (в том числе маршрутных транспортных средств), переход дороги на запрещающий сигнал светофора.

Наибольшее количество ДТП с участием детей-пешеходов (923, +12,7%) и раненных в них детей (907 (+12,7%) зарегистрировано с детьми в возрасте 9-10 лет. Вместе с этим, максимальное число погибших детей приходится на возраст 6-7 лет (19, +26,7%) и 9-10 лет (19, +5,6%).

Участниками каждого пятого происшествия (19,3%, 1667) стали дети в возрасте до 7 лет. В 6,5% таких ДТП дети находились на дорогах без сопровождения взрослых.

В большинстве случаев (более 50%) юные пешеходы становились участниками ДТП, находясь на прогулке, а в 10% случаев — при движении из дома в образовательную организацию или обратно.

Анализ распределения ДТП с детьми-пешеходами по времени совершения отчётливо свидетельствует, что, как и в прошлом году, с 9 до 12 часов (691, 8%) и с 21 до 00 часов (387, 4,5%) отмечены небольшие показатели. Самым опасным является время с 12 до 21 часа (6666, 77,3% от всех ДТП с детьми-пешеходами) со стабильно максимальными значениями в период с 15 до 18 часов (2541, 29,5%). Причём данное время наиболее аварийно опасно как в рабочие, так и в выходные дни.

Наибольшие показатели количества ДТП зафиксированы с мая по октябрь в период с 18 до 21 часа, т.е. во время, не связанное с посещением общеобразовательных организаций.

Наибольшее количество ДТП произошло в октябре (909, 10,6%), сентябре (863, 10,1%) и мае (831, 9,7%) в период с 12 до 15 часов. Можно предположить, что в большей степени это связано со снижением концентрации внимания (усталостью) у детей при движении из общеобразовательной организации обратно домой после учебных занятий в период окончания и начала учебного года. Причем в большинстве случаев ДТП произошли не на безопасных маршрутах движения «дом — школа — дом», а при отклонении детей от этих маршрутов.

В 2018 году наряду с уже принимаемыми мерами будут консолидированы усилия подразделений дорожно-патрульной службы, дорожного надзора и пропаганды БДД по профилактике наездов на детей на пешеходных переходах. Планируется создание методических рекомендаций по проведению разъяснительной работы в местах массового нахождения детей и тексты для проведения минуток безопасности в образовательных организациях для использования сотрудниками Госавтоинспекции на районном уровне.

Используя возможности средств массовой информации, общественных организаций и заинтересованных ведомств, продолжим разъяснять водителям транспортных средств правила проезда пешеходных переходов, а также информировать их о наказании за данные нарушения, вплоть до уголовного.

Продолжится работа по обустройству пешеходных переходов в местах регулярного передвижения детей, и в первую очередь, на пешеходных переходах, находящихся на безопасных маршрутах движения детей. Госавтоинспекцией совместно с образовательными организациями будут обновлены и размещены в местах, доступных для детей и родителей, схемы безопасных маршрутов движения детей «дом — школа — дом» Эти схемы будут использоваться при проведении просветительских занятий с детьми.

Активизируем разъяснительную работу через СМИ и сеть Интернет, а также в образовательных организациях среди детей и их родителей и на сходах (собраниях) граждан о соблюдении необходимых мер безопасности на улицах и дорогах местного значения в жилой застройке, а также при управлении вело- и мототранспортом (начиная с марта, продолжая летом в местах отдыха и оздоровления детей). К этой работе планируется привлечь сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, участковых уполномоченных полиции, представителей общественных организаций, управляющих компаний и товариществ собственников жилья.

Дети-водители

Не следует упускать из внимания, что седьмая часть происшествий (10,8%, 2107) с пострадавшими детьми – это ДТП с несовершеннолетними, управлявшими транспортными средствами (детьми-водителями).

Почти три четверти (73,1%) таких ДТП произошло с детьми-велосипедистами, в 24,1% случаев участниками ДТП стали дети — водители мототранспорта, а в 2,8 % случаев – автотранспорта.

С участием юных водителей велотранспорта зарегистрировано 1540 (-2,7%) ДТП, в которых 32 (+6,7%) ребёнка погибли и 1514 (-3,2%) детей получили ранения.

Наиболее часто участниками ДТП становились дети в возрасте от 8 до 15 лет. Максимальное количество происшествий, а также число погибших и раненных в них детей, зафиксировано с юными велосипедистами в возрасте 12-13 лет (186 (-8,8%) ДТП, 4 (+300%) ребёнка погибли и 184 (-9,4% ранены), а также с детьми в возрасте 13-14 лет (185 (-1,6%) ДТП, 2 (-66,7%) ребёнка погибли и 183 (0%) ранены).

В отличие от положения с детьми-пешеходами, почти две трети (62,9%, 969) ДТП с детьми-велосипедистами связаны с нарушениями, допущенными со стороны детей.

Устойчивый рост количества ДТП с участием детей-велосипедистов начинается с 13 часов и продолжается вплоть до 21 часа — 81,4% (1253) ДТП, с максимальными значениями аварийности в период с 16 до 20 часов — 50,3% (774 ДТП).

Самыми аварийными месяцами стали август (333 (+6,1%) ДТП, 6 (-14,3%) погибли и 329 (+5,4%) ранены) и июнь (327 (+3,5%) ДТП, 8 (+60%) погибли и 320 (+2,2%) ранены), то есть в тёплое время года.Отмечено увеличение количества ДТП с участием детей — водителей механических транспортных средств, а также числа погибших и раненных в этих ДТП детей (567 (+5,4%) ДТП, 26 (+36,8%) погибли и 542 (+4%) ранены).

24,1% ДТП с участием юных водителей составляют происшествия с водителями мототранспорта. В 51,8% случаев таких ДТП их участниками стали дети, управлявшие мопедами и приравненными к ним транспортными средствами.

Подавляющее большинство ДТП с участием несовершеннолетних водителей мототранспорта (83,3%) совершены в городах и населённых пунктах. При этом почти половина (44,9%) таких ДТП пришлась на населённые пункты сельского типа.

В целях профилактики аварийности юных водителей в текущем году мы уделим особое внимание проведению профилактической работы в сельской местности. Для этого планируем привлечь сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных полиции, молодёжные и студенческие организации. Другое направление этой деятельности — разъяснительная работа с родителями несовершеннолетних по поводу возможных негативных последствий нахождения в распоряжении подростков мототранспортных средств. А детям планируется рассказывать о необходимости использования средств пассивной защиты (мото- и велошлемов, перчаток, наколенников и налокотников, световозвращающих элементов).

Считаем целесообразным обсудить вопрос создания на базе ДОСААФ и ВОА детско-юношеских автошкол для обучения детей навыкам безопасного управления велосипедом, а также транспортными средствами категории «М» и «А».

Планируемые мероприятия не предполагают исчерпывающий перечень мер. В каждом регионе будут разработаны конкретные меры с учётом сложившейся обстановки. Напоминаем, что вся работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должна строиться в тесном взаимодействии с органами управления образованием и образовательными организациями, общественными, молодёжными, волонтёрскими объединениями, с использованием возможностей СМИ и сети Интернет. Особое внимание — массовым мероприятиям, проводимым в рамках региональных и муниципальных целевых программ повышения безопасности дорожного движения. В год 45-летия ЮИД мы будем стараться развивать движение юных инспекторов, вовлекая всё большее количество детей в изучение ПДД и пропаганду безопасного поведения на дорогах.  

Другие статьи по теме: Статистика, анализ / Методика работы

 






Хочешь поделиться новостью? Самое интересное опубликуем на сайте

2024-08 Подписаться







Создание интернет-магазина на Битрикс веб-студия «Модуль»

Создание сайта
веб студия «Модуль»