Становление российской государственности
Мы в соцсетях

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Становление российской государственности

Продолжение. Статья вторая. Начало см. № 3/2018

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, учителя и воспитатели, мальчишки и девчонки, хочу поделиться с вами своими мыслями, знаниями и наблюдениями об истории нашего Отечества через призму зарождения, становления и развития наземного транспорта, путей сообщения и той гигантской работы, которая всегда направлялась на обеспечение безопасности нас с вами. И хотя многое из моего повествования в какой-то степени вам известно из Интернета, книг, документов и рассказов, тем не менее меня не покидает ощущение, что наш с вами разговор на страницах «Доброй Дороги Детства» получится познавательным и чуть-чуть приблизит нас к разгадке вселенской тайны — как обезопасить себя не только на извилистых улочках и проспектах наших городов, но и на дорогах Земли.

В конце IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы — так называемое Великое переселение народов. Гунны, тюркские кочевники, вторгшиеся из Азии, разбили готов, и последние ушли на Балканы, затем в Центральную и Западную Европу. Начались крупномасштабные передвижения славянских племён. В течение VI-VIII вв. славяне заселили обширные пространства Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы. На западе они достигли Эльбы, на севере — Невы и Ладожского озера, на востоке — Средней Оки и Верхнего Дона, а на юге заселили весь Балканский полуостров.

На этих территориях, как известно из летописных источников, проживало двенадцать славянских союзов — племенных княжеств. В Среднем Поднепровье (район от низовьев р. Припяти и Десны до р. Роси) обитали поляне, к северо-западу от них (южнее Припяти) — древляне, западнее древлян (до Западного Буга) — волыняне (бужане), в верховьях Днестра — хорваты, ниже по Днестру — тиверцы, а в Поднепровье южнее полян — уличи. На днепровском Левобережье в бассейнах р. Десны и Сейма располагался союз, носивший название север, в бассейне р. Сож — радимичи, на Верхней Оке — вятичи. Между Припятью и Двиной к северу от древлян обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги — кривичи. Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе о. Ильмень и р. Волхов, вплоть до Финского залива, носила название словене, совпадавшая с общеславянским самоназванием.

В VI в. на холмистых берегах Днепра появилось славянское поселение, которому в дальнейшем суждено было стать столицей славянского государства Киевская Русь, возникшего под главенством славян-руссов и характерного для перехода его к феодальному строю. Столица Киевской Руси — Киев — был основан тремя братьями: Кием, Щеком, Хоривом и их сестрой Лыбедью и назван в честь Кия, старшего брата. Также предание гласит, что появление большого города на этом месте было предсказано Андреем Первозванным. Впервые Киев упоминается в русских летописях под 860 г. в связи с походом Руси на Византию.

Возвышению Киева способствовало его географическое положение: через город проходили важнейшие водные и сухопутные торговые пути — «из варяг в греки», в Царьград (Константинополь), в Азию, на Дон, в Новгород. Другими центрами являлись древнерусские города Великий Новгород и Псков.

Полтора века назад инициатором торжеств по поводу 1000-летия российской государственности стал император-реформатор Александр II, взявший в качестве точки отсчёта 862 год, когда славянские племена Новгорода позвали к себе на княжение варяга Рюрика. В наше время этой дате был посвящён указ президента Российской Федерации Д. Медведева.

Указ президента Российской Федерации «О праздновании 1150-летия зарождения российской государственности»:

В целях дальнейшей консолидации российского общества и в связи с исполняющимся в 2012 году 1150-летием зарождения российской государственности постановляю:

1. Принять предложение Правительства Российской Федерации о праздновании в 2012 году 1150-летия зарождения российской государственности.

2. Правительству Российской Федерации в 6-месячный срок: образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования 1150-летия зарождения российской государственности и утвердить его состав; обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 1150-летия зарождения российской государственности.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять участие в подготовке и проведении празднования 1150-летия зарождения российской государственности.

Президент Российской Федерации Д. Медведев. Москва, Кремль, 3 марта 2011 года. № 267.

Дмитрий Медведев в статье «От Рюрика» отмечал, что: «…все даты носят отчасти символический характер. Государственность возникает не за год, не за два, не за 10 лет. Но именно за тот период на Руси и в Европе начинали зарождаться и развиваться города, что, по сути, является признаком формирования государства» («Российская газета», 25 июля 2011 г.).

Таким образом, стала складываться династия Рюриковичей, воцарившаяся на долгие века. Вот имена князей, даты их княжения и исторические свершения:

Князь Рюрик (862–879). Первый русский князь, правил Новгородом.

Дир и Аскольд (879–882). Два дружинника Рюрика, которые ушли от него и завладели Киевом. Успешно воевали с греками под Царьградом.

Князь Олег (882–902). Славился на всю Русь своим умом, силой, мужеством, властностью. Совершил поход на Византию. Заключил с ней в 907 и 911 гг. выгодные для Руси мирные договоры. Присоединил к своим владениям города Смоленск и Любеч. Сделал город Киев столицей государства. Убил Аскольда и Дира.

Князь Игорь (902–945). Совершил два похода на Византию. В первом потерпел поражение, во втором битва не состоялась. В 944 г. заключил договор с Византией. Все племена, которые состояли в Киевском государстве, регулярно платили дань. В 945 г. князь Игорь был убит древлянами, которые не желали платить дань.

Княгиня Ольга (945–964). После смерти мужа заняла престол. Несмотря на то что была женщиной, смогла управлять всем государством. В этом нелёгком деле ей помогали ум, сообразительность и мужественность. Она отомстила древлянам за смерть мужа. Их город Коростень вошел в её владения. Ольга первой из русских правителей приняла христианство.

Святослав Игоревич (964–972). Сын Игоря и Ольги. Разгромил Волжскую Булгарию и хазар, а затем выступил против Болгарского царства (967). После смерти матери Святослав совершил поход на Византию (970). Но силы были неравны. Он был вынужден подписать мирный договор. У Святослава было три сына: Ярополк, Олег, Владимир. В марте 972 г., князь был убит печенегами.

Ярополк (972–980). Ему удалось заключить мирный «вечный» договор с Византией. Несмотря на то что Ярополк, Олег, Владимир были родными братьями, они никогда не дружили. Более того, постоянно воевали друг с другом. За время своего недолгого правления Ярополку не удалось сделать глобальных перемен в Киевской Руси, потому что славился своей миролюбивостью.

Владимир (980–1015). Младший сын Свя­­тослава. За время своего правления устроил оборону государства вдоль рек Десны, Трубежа, Осётра, Сулы. Благодаря большому вкладу в развитие и процветание Киевской Руси получил прозвище «Владимир Красное Солнышко». В 988 г. принял христианство, сделав его государственной религией. Началось строительство храмов, обучение детей грамоте. У него было семь сыновей: Святополк, Изяслав, Ярослав, Мстислав, Святослав, Борис, Глеб. Он разделил свои земли поровну между всеми сыновьями.

Святополк (1015–1019). Обратился к своему тестю, который был королём Польши, за помощью в войне с братьями. Король помог зятю, но правление Киевской Русью продлилось недолго. В 1019 г. Святополк бежал из Киева. В этом же году он покончил жизнь самоубийством, так как совесть мучила его, потому что убил родных братьев Глеба, Бориса, Святослава.

Ярослав Мудрый (1019–1054). Обладал потрясающим умом, мудростью, мужественностью, доставшимися ему от отца. Построил два больших города: Ярославль и Юрьев. Принял свод законов под названием «Русская правда». Разделил землю поровну между своими сыновьями: Изяславом, Святославом, Всеволодом, Игорем и Вячеславом.

Изяслав (1054–1078). Единственный из князей в истории, который не смог справиться со своими обязанностями. Помощником ему был его сын Владимир.

Всеволод (1076–1077; 1078–1093). Первый правитель Киева, использовавший титул «князь всея Руси».

Святополк (1078–1113). Совершил поход на половцев, но одержать победу не удалось.

Владимир Мономах (1113–1125) Последний из князей Киевской Руси, которому удалось сохранить государство в первозданном виде.

Мстислав (1125–1132). Киевский князь, старший сын Мономаха. Его княжение — последний период относительного политического единства Киевской Руси. После смерти Мстислава в правление его брата Ярополка (1132–1138) процесс распада государства на фактически самостоятельные княжества приобрёл необратимый характер.

С началом российской государственности начинается важный период в развитии транспортных средств и сухопутных путей. В течение этого периода были достигнуты значительные успехи в области сухопутного (гужевого) транспорта и технологии дорожного строительства. Это и понятно, ибо с образованием Киевского государства, наивысший расцвет которого пришелся на вторую половину X в. и начало XI в., во главу угла встал вопрос об организации сухопутных дорог, без которых немыслимо объединение государства.

Конструкция повозок прошла ряд этапов: от боевых колесниц — двуколок на колесах большого диаметра, легче преодолевающих неровности пути, — до четырёхколесных повозок с поворачивающейся передней осью, появившихся в рассматриваемые века, что обеспечивало их большую маневренность. Колёса повозок стали укреплять металлическими ободами, что способствовало их прочности и долговечности, а стало быть, увеличивало эксплуатационную безопасность.

Дороги строили и ремонтировали не только ратники, но и население. Некоторые исследователи полагают, что уже во времена «Русской правды» была известна дорожная повинность, которая носила всеобщий характер и выполнялась частью натурой, а частью — денежным взносом, причём величина этого взноса определялась в соответствии с «уроком мостнику». Достаточным подтверждением этому является известный «Устав Ярослава князя о мостех», согласно которому на жителей Новгорода возлагалась обязанность по постройке и содержанию мостовых. Есть все основания предполагать, что особую заботу о состоянии дорог проявляли в связи с войнами того времени, поэтому понятно, почему в летописях имеется достаточно указаний как об исправлении дорог и мостов перед походом («требить путь», «мостить мосты», «пытать броды» и т.п.), так и об их разрушении перед вторжением неприятеля («подсечь мосты», «засечь все пути», «засечь реки» и т.п.).

В дорожное строительство стали внедряться новые технологии: выравнивание поверхности дороги за счёт камня, песка и других материалов, использование в городах бревенчатых настилов. Этот период характеризуется началом массового строительства мостов. В России мосты известны с древнейших времён. Они сооружались через реки, как наплавные, так и на сваях. «Повесть временных лет» сообщает о постройке моста в середине X в., в летописи упоминается наплавной мост через р. Днепр в Киеве (1115). Сооружались и балочные деревянные мосты на опорах в виде срубов из брёвен, заполненных камнем (ряжи).

Транспортная система позволяла вести оживлённые торговые связи с народами Востока и Средней Азии, с Византией и Европой. Для этого времени торговые отношения Киевской Руси с другими государствами были весьма оживлённы, что нашло отражение во многих источниках того времени. Уже в XI–XII вв. ясно различались два вида торговых операций: внутренняя торговля — купля и торговля иноземная — гостьба, причём «в городском населении именно купцы, или гости, торговавшие с другими городами и странами, составляли наиболее почитаемую группу, находившуюся под непосредственной княжеской защитой».

Характерно, что от слова «гость» появились два понятия, тесно связанные с торговлей, с сухопутными путями, а именно: «гостиница», то есть место остановки «гостей», торговцев, или постоялый двор в современном значении этого слова, и «гостинец» — в значении большой дороги, по которой идёт непрерывное движение. Если в предшествующий период о больших дорогах можно говорить лишь предположительно, то уже во времена Киевского государства эти дороги как важнейшие выделялись из общей сети сухопутных путей, что и нашло соответствующее отражение, например в тексте «Русской правды», в котором говорится о «великой гостинице» в смысле большой, многопроезжей дороги.

Важными данными, свидетельствующими о развитии не только магистральных (больших), но и местных дорог (просёлков), являются известные науке сведения о городском и деревенском ремесле и географии сбыта ремесленной продукции, а также о росте городов и их расположении. По некоторым данным, уже в IX–X вв. на Руси было много городов, хотя и незначительных размеров, так, например, бужане имели 230, уличи — 318, волыняне — 70 городов и т.д.

Таким образом, в рассматриваемый период Киевская Русь достигла значительных успехов — был создан свод законов «Русская правда», государственной религией стало христианство, достигнуты победы над врагами, построены новые города, сложилась дорожно-транспортная система государства.

Г. РАФИЦКИЙ

Другие статьи по теме: Люди и события / Интересное

 






Хочешь поделиться новостью? Самое интересное опубликуем на сайте

2024-08 Подписаться







Создание интернет-магазина на Битрикс веб-студия «Модуль»

Создание сайта
веб студия «Модуль»