Раздробленность русских княжеств. (продолжение, часть 3)
Мы в соцсетях

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Раздробленность русских княжеств. (продолжение, часть 3)

Продолжение. Начало в ****

Раздробленность русских княжеств*

На страницах «Доброй Дороги Детства», разговор получится познавательным и чуть-чуть приблизит нас к разгадке вселенской тайны – как обезопасить себя не только на извилистых улочках и скоростных проспектах нашей столицы, но и на дорогах земли.

Дорогие мальчишки и девчонки, мамы и папы, бабушки и дедушки, учителя и воспитатели, хочу поделиться с вами своими мыслями, знаниями и наблюдениями об истории нашего Отечества через призму зарождения, становления и развития наземного транспорта, путей сообщения и той гигантской работы, которая всегда направлялась на обеспечение безопасности нас с вами. И хотя многое из этого повествования в какой-то степени вам известно из Интернета, книг, документов и рассказов, тем не менее меня не покидает ощущение, что наш с вами разговор на страницах «Доброй Дороги Детства» получится познавательным и чуть-чуть приблизит нас к разгадке вселенской тайны – как обезопасить себя не только на извилистых улочках и скоростных проспектах нашей столицы, но и на дорогах земли.

Раздробленность русских княжеств была в экономическом и политическом отношении шагом вперед по сравнению с раннефеодальным государством, однако процесс её преодоления был существенно заторможен непрерывными междоусобными войнами, многочисленными нападениями на Русь печенегов, половцев, экспансией Запада и монголо-татарским нашествием. С середины XII в. до середины XV в., по подсчетам В.О. Ключевского, только Северная и Северо-Восточная Русь вынесла 160 внешних войн и грабительских набегов.

Если в XI в. князья часть менялись по воле киевского правителя, то с укреплением княжеств в разных регионах Руси произошло закрепление территорий соответствующих им властей за определенными ветвями разросшегося рода Рюриковичей. Самым могущественным в истории средневековой Руси было Черниговское княжество, которым управлял Владимир Мономах (1053-1125 гг.). После его смерти за его престол началась ожесточенная междоусобная борьба, и в 1239 г. Чернигов был взят и сожжён монголо-татарами. Смоленское княжество занимало обширную территорию на западе. Подчинилось татаро-монголам только в 1274 г. Ростово-Суздальское княжество возникло в междуречье Волги и Клязьмы. Его первым самостоятельным князем был Юрий Долгорукий (1090-1157 гг.). Его сын Андрей Боголюбский (1110-1174 гг.) в 1157 г. перенес столицу и великокняжеский престол во Владимир-на-Клязьме, и княжество стало называться Владимиро-Суздальским. В 1237 г. Суздаль был сожжён Батыем. Владимиро-Суздальское княжество в правление Андрея Боголюбского достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси. В 1238 году было разгромлено Батыем. Муромское княжество выделилось из состава Черниговского и было самостоятельным до 1392 г., а затем перешло к Москве. Рязанское княжество, выделилось из состава Черниговского в 1127 г., а в 1237 г. было разгромлено монголо-татарами. Полоцкое княжество, располагалось в бассейне рек Западная Двина, Березина и Неман. В конце XII - начале XIII вв. оно фактически распалось, большинство его городов перешло к Смоленску. Галицко-Волынское княжество, возникло в результате объединения в 1199 г. Галицкого и Владимиро-Волынского княжеств. Талантливый и яркий политик князь Даниил Романович завладел Киевом и после ожесточенной борьбы с другими князьями, Венгрией, Польшей и галицкими боярами объединил под своей властью всю Юго-Западную Русь. В 1259 г. монголо-татарским войскам удалось покорить княжество, уничтожив во всех его городах укрепления. После смерти Даниила в 1264 г. княжество распалось на 4 удельных владения. Другими «общерусскими» центрами были Новгородская и Псковская феодальные республики.

Сложившаяся ситуация заметно отразилась на развитии транспортных средств и сухопутных путей, наложив на это развитие своеобразный отпечаток. С одной стороны, рост частного боярского землевладения в условиях слабых экономических связей вел к экономической независимости феодалов (бояр и удельных князей) от Великого князя. Развитие ремесла превращало города в независимые от Киева экономические и административные политические центры феодалов, увеличивало их количество (в конце XII в. на Руси насчитывалось около 150 городов, а в середине XIII в. – уже 240). Вокруг городов складывались местные рынки, зарождалось товарное производство. В этот период такие старые города, как Киев, Владимир, Рязань и целый ряд других потеряли своё первенство не только в политической, но и в экономической области. На внутреннем рынке и за рубежом их активно стали теснить Тверь, Москва, Курск, Галич, Холм и др. По существу, лишь два старых города - Новгород и Псков - смогли укрепить свои позиции.

С другой стороны, в условиях разобщенности русских княжеств продолжалось развитие транспортных средств и дорог. В этот процесс были вовлечены мастера – плотники, столяры, санники, колёсники. Санями для зимы, телегами для лета наши предки пользовались с незапамятных времён. Изготавливались эти транспортные средства как отдельными умельцами, так и небольшими коллективами (артелями). В их задачу входила не только заготовка, сушка, обработка и распиловка древесины, но и серийное изготовление отдельных частей тогдашних транспортных средств. Эта многообразная деятельность носила сезонный характер, отсюда возникла пословица «Готовь сани летом, а телегу – зимой».

В это время важная роль отводилась главной «транспортной единице» – лошади. Если в предыдущий исторический период лошадь была неотъемлемой частью общей дорожно-транспортной системы государства, то в условиях раздробленности каждый князь пытался использовать лошадиную силу в собственном хозяйстве для выращивания урожая, перевозки строительных материалов, организации торговых связей, военных походов и т.п. Именно тогда стали появляться конюшни двух типов: для племенных и для рабочих лошадей. Для организации и руководства «транспортного дела» была введена должность конюшего – придворного чина, который ведёт своё происхождение от тиуна – должностного лица Древней Руси.

В условиях раздробленности княжеств «прокладка» путей осуществлялась, вероятно, от случая к случаю, и, прежде всего, в связи с военными походами. В этот период военные походы являлись, бесспорно, единственным фактором, с которым серьезно считались русские князья и который мог побудить их что-то делать для «проторения» или «теребления» путей. О том, насколько важное значение имели военные походы, говорить тот факт, что именно в этих условиях появилось слово «дорога», означавший только что пройденный войском путь. Летописи и археологические данные свидетельствуют, уже в то время существовали «большие дороги» с относительно устойчивым направлением, которые использовались не только для военных, но и для торговых целей.

Так, посол французского короля Вильгельм де Рубрук, проехавший в 1253 г. сухим путем из Крыма в Монголию, сообщал, между прочим, что «купцы из всей Руси приезжали в Крым за солью, и что русские торговцы доставляли меха в Сурож (Судак) в крытых телегах, запряженных волами». В этот же период Киев вел оживленную торговлю с Западом. Для целей торговли использовался и путь, который связывал Киев с Владимиро-Суздальским княжеством. Первая сухопутная дорога, идущая от Москвы на восток, во Владимиро-Суздальское княжество, возникла ещё в XII в. Позже она получила название Стромынский тракт или Стромынка, по имени находящегося в 40 с лишним верстах от Москвы села Стромыны. По этому пути зимой и летом проезжали большие обозы с разными товарами из Москвы на восток и с востока на запад.

Особую важность для истории транспортного и строительного дела представляли монастыри, которые были одним из главных двигателей русской экспансии. «Где явился монастырь, там около него образовывалось село или даже многолюдный посад; расчищались дикие лесные места, обрабатывались поля, а около некоторых монастырей учреждались ярмарки, образовывалось средоточие промысла и торговли. Вместе с этим, пролагались новые пути сообщения», – отмечал один из основоположников русской исторической мысли Н.Н. Костомаров.

Продолжение следует.

Г. РИФИЦКИЙ

Другие статьи по теме: Интересное

 






Хочешь поделиться новостью? Самое интересное опубликуем на сайте

2024-08 Подписаться







Создание интернет-магазина на Битрикс веб-студия «Модуль»

Создание сайта
веб студия «Модуль»