Возвышение Московского княжества
Мы в соцсетях

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Возвышение Московского княжества

Дорогие мальчишки и девчонки, мамы и папы, бабушки и дедушки, учителя и воспитатели, продолжаем разговор об истории нашего Отечества через призму зарождения, становления и развития наземного транспорта, путей сообщения и той гигантской работы, которая всегда направлялась на обеспечение безопасности нас с вами.
В конце XIII в. на территории Владимиро-Суздальского княжества возник крупный феодальный центр – Московское княжество, первое упоминание о столице которого мы находим в летописи 1147 г. Дальновидная, гибкая политика московских князей по отношению к золотоордынским ханам, и, наоборот, не всегда высоконравственная по отношению к своим политическим противникам (вплоть до их физического устранения), направленная на утверждение единовластия, выдвинула Московское княжество во главу объединительного процесса.
Родоначальником династии московских князей стал младший сын Александра Невского князь Даниил Александрович (1276–1303 гг.). Он присоединил к Москве Коломну и Переяславль-Залесский, чем увеличил территорию княжества в два раза. А при Иване I Даниловиче Калите (1325–1340 гг.) Москва стала политическим экономическим и духовным центром русских земель.
Иван Калита заботился о внутренней безопасности, строго преследовал и казнил разбойников и воров, и тем самым дал возможность относительно безопасно ездить торговым людям по дорогам. Москва тогда уже наполнилась торговцами с разных сторон. На устье Мологи возникла славная в те времена моложская ярмарка, куда съезжались купцы с востока и запада.
Сыновья Калиты Симеон Гордый и Иван II Красный продолжили дело объединения русских земель вокруг Москвы. Сын Ивана II Дмитрий Иванович Донской совершил в 1375 году успешный поход на Тверь, отразил три набега союзника Михаила Тверского великого князя литовского Ольгерда на Москву, чем упрочил положение Москвы как общерусского центра. При Дмитрии Москва стала во главе борьбы русского народа против иноземных захватчиков.
Успешное развитие Москвы вместе с её выгодным расположением в центре пересечения водных и сухопутных путей привлекало к ней большое количество переселенцев из разорённых земель. Княжество стало считаться одним из самых густонаселённых в Северо-восточной Руси. Пока татары грабили города и бесчинствовали на больших дорогах, лесные дебри Подмосковья заселялись и оживали.
Этот период был отмечен бурным развитием ремесла и сельского хозяйства, которое требовало изготовления конного инвентаря. Появилось много различных типов транспортных гужевых средств – сани-дровни, сани-возки, телеги для вывозки леса, крестьянские телеги, на которые устанавливались короба для сыпучих грузов, корзины для сена или соломы, крутобокие бочки для воды, телеги-самосвалы, двуколки и другие типы гужевых транспортных средств. Для их постройки требовалось содействие разных специалистов: колёсников, тележников, столяров, кузнецов и др. Все это в той или иной степени отразилось и на технике дорожного строительства.
Продолжало развиваться конюшенное дело. Ещё в 1341 г. в грамоте сыновей Ивана Калиты как своеобразное ведомство упоминается «Конюший путь», впоследствии преобразованный в Конюшенный приказ, в ведении которого находились не только мастерские и палаты с готовыми изделиями, но также оформление княжеских выездов, обслуживание русских и зарубежных посольств и сами конюшни, придворные конюхи, табуны великокняжеских лошадей, а также имения, отведённые под их содержание, и многое другое.
Транспортные средства представляли собой безрессорные кареты, не снабжённые поворотным передним ходом, поэтому ездить в них по немощённым и неосвещаемым улицам было не очень удобно. Экипажи были в столь малом употреблении, что в домах не делали широких ворот: во двор въезжали только верхом. Экипажи предоставляли высокопоставленным женщинам, больным и немощным.
В условиях политической обособленности отдельных частей Русской земли развитие сухопутных путей и их техники не приостановилось, но приобрело местный характер в еще большей степени, чем раньше. И лишь только в связи с объединительным процессом, развитием ремесла и торговли, военными походами, сухопутные пути начали приобретать важное значение в обеспечении не только внутренних, но и внешних сношений. Так, например, начиная с конца XIII в. в грамотах князей упоминаются такие распоряжения, как: «давать проезжим корм и подводы по пошлине, как от старины пошло». В новгородских грамотах имеются упоминания о сухопутных путях и о том, что езда по ним для купцов «без пакости».
К этому времени относится организация так называемых «ямов», ямской службы или ямской гоньбы, то есть такой организационной системы сообщений, при которой заранее заготовленные на определенных пунктах (ямах, станциях) подводы ждут требования к перевозке. Определенный опыт организации этой службы был привнесен монголо-татарами.
Перечисленные примеры развития сухопутных путей подвигли власть к созданию дорожной сети не только вокруг Москвы, но и на всей территории княжества. Например, известная Владимирская дорога, которая в одной из летописей, относящейся к 1395 г. названа «великой дорогой» подходила к Москве у Сретенских ворот. Что касается других московских дорог, то их направление обозначено названиями городов (Можайск, Волок-Ламский, Калуга), с которыми Москва связывалась при посредстве этих дорог.
Тогда же возникла и древнейшая на Калужской дороге застава – Тёплый Стан (село с таким названием было основано позже). Относительно причин устройства и названия этой заставы у этимологов и топонимистов единого мнения нет, как нет и документальных обоснований ни одной из версий. Наиболее простым и убедительным объяснением создания заставы на месте Тёплого Стана служит то, что он отстоял от Кремля на 17 км, а это расстояние соответствует одному конному переходу. То есть выехавшим из Москвы по Калужской дороге путникам и их лошадям в этом месте уже требовались отдых и еда. Слово «стан» имеет разные значения, а здесь оно означает – место стоянки, становище, (отсюда позднее появилось слово «станция»), селенье с жилищем для приюта и отдыха людей и для смены и кормёжки лошадей.
Помимо вражеских нашествий постоянную опасность для жителей станов представляли и регулярные поездки татарских послов по проложенным в непосредственной близости от них дорогам, и проезды княжеских гонцов со срочными грамотами и почтой, и отряды ратников. От Москвы в Крым через Боровск и Калугу шли две дороги – Калужская и Серпуховская. Татарские посольства обычно сопровождались многочисленной вооружённой охраной. Крестьяне жаловались в своих челобитных на то, что, прибыв на придорожную заставу Тёплый Стан, проезжающие требовали смену лошадей, корм для них и еду для себя задаром, при этом вытаптывали посевы и покосы в окрестных деревнях, разбирали «нутро избяное» на топливо и нередко прибегали к мародёрству и вымогательству.
Продолжение следует.

Г. РИФИЦКИЙ

Другие статьи по теме: Интересное

 






Хочешь поделиться новостью? Самое интересное опубликуем на сайте

2024-08 Подписаться







Создание интернет-магазина на Битрикс веб-студия «Модуль»

Создание сайта
веб студия «Модуль»