Игра по ПДД «Своя игра» (средняя группа)
Программное содержание: Продолжить расширять знания и представления детей о гужевом транспорте. Закрепить знания детей о дорожных знаках.
Программное содержание: Продолжить расширять знания и представления детей о гужевом транспорте. Закрепить знания детей о дорожных знаках.
Предшествующая работа: Рассматривание картины «Лошадь и жеребёнок»; наблюдение за лошадью; беседы о гужевом транспорте; рассматривание иллюстраций.
Материал и оборудование: макет улицы, дорожные знаки, машины, телевизор, видеомагнитофон видеокассеты с записями отрывков из мультфильмов и кинофильмов о гужевом транспорте, дидактические игры: «Найди гужевой транспорт», «Определи дорожный знак по запаху», «Хорошо - плохо». Табло к игре «Своя игра».
Ход игры.
Воспитатель: Ребята, на занятиях по правилам дорожного движения мы с вами играем в «Свою игру». Вот и сегодня тоже поиграем в неё. Возьмём раздел «Гужевой транспорт». Напоминаю правила игры. Желающий выходит и открывает один из кармашков и дает ответ на заданный вопрос, и за правильный ответ, получает звездочку. Если не отвечает, то кармашек остаётся закрытым кружочком.
Выходит ребёнок, открывает кармашек.
Воспитатель: Вопрос: Каких животных используют для гужевого транспорта?
Ответы детей.
Воспитатель: В нашей местности люди используют лошадей. А в войну люди перевозили грузы на быках и коровах. На востоке, где пустыни и пески, в целях передвижения и перевозки грузов используют верблюдов и ишаков. На севере, где снега, - оленей и собак. В Африке, Индии, где жаркое солнце, люди используют слонов.
Выходит следующий ребёнок, открывает кармашек.
Воспитатель: Кто управляет гужевым транспортом?
Ответы детей.
Воспитатель: Гужевым транспортом управляют водители гужевого транспорта, которых называют извозчиками, кучерами.
Выходит ребёнок, открывает кармашек.
Воспитатель: Ребята, назовите правила движения гужевого транспорта по улицам и дорогам.
Ответы детей.
Воспитатель: Гужевой транспорт подчиняется основным Правилам дорожного движения. При повороте водитель дает знаки левой рукой. Если поворот палево - рука вытянута в сторону; если направо - рука поднята вверх. В отличие от водителя машины, водитель гужевого транспорта не может оставить лошадь без присмотра на дороге.
Следующий ребёнок открывает следующий кармашек.
Воспитатель: Музыкальная пауза. Какую вы знаете песню про лошадку? Как она называется?
Дети исполняют песню «Лошадка Зорька», муз. Т. Ломовой. Выходит следующий ребенок, открывает следующий кармашек.
Воспитатель: Путешествие по играм. Ребята, давайте с вами отправимся в путешествие на лошадке «Зорьке».
Дети проходят, садятся на подушечки за лошадью.
Воспитатель: А во что наша лошадь запряжена, в сани или в телегу? (В сани.) А почему?
Ответы детей (Потому что ещё лежит снег, и сани лошади везти легче, а колеса у телеги могут провалиться в снег и застрять, и лошади будет тяжело.)
Воспитатель: Вот вы все сели в сани, кем вы сейчас стали?
Дети: Пассажирами.
Воспитатель: Правильно, пассажирами. Ребята, в путешествие-то мы собрались, а на дороге у нас беспорядок, надо его устранить. Пусть наше путешествие начнётся с игры, которая называется: «Определи дорожный знак по запаху и поставь его правильно».
Детям дается понюхать баночку с запахом лекарства. Дети определяют знак «Пункт медицинской помощи», называют его и устанавливают в нужном месте.
Входит воспитатель ЗОЖ. Спрашивает: «По какому номеру можно вызвать скорую помощь?»
Ответы детей.
Воспитатель ЗОЖ: Ребята, а теперь догадайтесь, что это за знак, он без запаха. Но его можно отгадать по игрушкам: здесь лежит кукла, машинка и книга. (Это знак – «Дети») Ребята, где стоит такой знак?
Ответы детей.
Воспитатель ЗОЖ: Правильно. Возле школы и детского сада. А что дети делают в школе? (Учатся.) Давайте на некоторое время представим себя учениками, серьёзно подумаем, и ответим, чем хорош, и чем плох гужевой транспорт?
Игра «Хорошо - плохо». Ответы «хорошо» отмечаем жёлтыми кружочками, а ответы «плохо» - зелёными.
Дети: Хорошо: нет выбросов вредных газов в воздух; при езде на лошадях дышишь чистым, свежим воздухом.
Воспитатель: А что плохо?
Дети: мало груза можно перевезти; неудобно сидеть; долго ехать; холодно; если пойдёт дождь, можно промокнуть.
Воспитатель ЗОЖ: Посчитайте, каких кружочков больше, и сделайте вывод.
Дети считают кружочки и делают вывод.
Воспитатель: Ребята, а что делают дети в детском саду?
Ответы детей: занимаются, играют.
Давайте поиграем в игру «Выбери и назови животных гужевого транспорта».
Подгруппа детей выбирает картинки, а остальные дети наблюдают, правильно ли они выбрали картинки. Затем меняются.
Воспитатель: А сейчас, подвижная игра «Лошадки – в конюшню!»
Проводится игра.
Воспитатель: Дети, садимся в сани, продолжаем путешествие.
Для определения следующего дорожного знака воспитатель дает детям ещё одну баночку, с запахом бензина.
Воспитатель: Как вы думаете, какой это будет знак?
Дети: Автозаправочная станция.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами заедем на автозаправочную станцию? Нет?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, лошадь бензином не заправляется. А что ест лошадь, для того чтобы у неё были силы? (Овёс, сено, зерно, вода.). Установим этот знак, хотя он не для нас.
Устанавливается знак
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь.
Ответ детей: «Светофор».
Воспитатель: Правильно, светофор. Ребята, давайте повторим, о чём предупреждают сигналы светофора?
Ответы детей.
Воспитатель: По запаху можно отгадать следующий знак?
Дети нюхают. Отгадывают знак «Пункт питания». Правильно устанавливают его.
Воспитатель: Ребята, а как себя нужно вести в общественных местах?
Ответы детей.
Воспитатель: Не шуметь, не сорить, громко не разговаривать.
Воспитатель: А сейчас я вас всех приглашаю на стакан сока. Мальчики, пропустите девочек вперёд.
Дети пьют сок.
Воспитатель: Ребята, у нас остался последний кармашек.
Ребенок открывает кармашек.
Воспитатель: Возвращение в детский сад пешком. Посмотрите, на дороге у нас полный порядок, все знаки расставлены правильно, задания выполнены, вес кармашки открылись.
Вам поправилось играть в «Свою игру»? (Ответы детей.) Мне тоже понравилось.
Подумайте, куда в селе можно сходить, чтобы посмотреть на лошадок. Наша сегодняшняя прогулка будет связана с этой игрой. Как вы думаете, куда мы с вами пойдём? (На конюшню.) А сейчас возвращаемся в группу.