Физика и безопасность дорожного движения
Мы в соцсетях

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
 

Физика и безопасность дорожного движения

Интегрированный урок по физике

Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге — вопрос сложный. Действующая образовательная программа в школе не предусматривает систематическое изучение этих правил. В результате у школьников формируется недостаточное количество теоретических знаний, что ведёт к роковым ошибкам на дороге.

Сотрудники отделения пропаганды ГИБДД г. Сыктывкара предложили учителям общеобразовательных предметов, не отвлекаясь от изучения школьной программы, провести интегрированные уроки по безопасности дорожного движения. Предлагалось текущие темы учебной программы объединить с изучением грамотного поведения на дорогах. Эксперимент проходил в трёх школах: МОУ СОШ № 3, МОУ СОШ № 12 и МОУ СОШ № 18. Учителя-предметники, которых заинтересовало участие в эксперименте, в течение целой недели охотно совмещали обучение Правилам дорожного движения с темами уроков, причём уроки проводились совместно с инспекторами ГИБДД. Например, на уроках истории дети 5-6 классов изучали историю дороги и историю автомобиля, при изучении темы «Греческий полис» учащиеся, войдя в состав археопага, устанавливали дорожные законы, применимые для древних греков. На уроках физики при изучении темы «Кинетическая энергия» путём решения задач учащиеся отвечали на проблемный вопрос: «Почему автомобиль мгновенно остановить нельзя?» Безопасное поведение на дорогах разбиралось и на уроках ОБЖ при изучении темы «Современный транспорт — зона повышенной опасности». На уроках русского языка в разных возрастных группах были проведены уроки по темам «Имя существительное и ПДД», «Опасные шалости и правописание наречий». Были проведены уроки математики, обществознания, викторины по ПДД в начальных классах. В СОШ № 3 в целях реализации национального компонента в школе на уроке изучения коми-языка инспектор ГИБДД рассказал учащимся о правилах поведения на дороге на коми-языке.

Преподавание безопасности дорожного движения для учащихся общеобразовательных школ заложено в рамках учебной программы «Окружающий мир» и «Охрана безопасности жизнедеятельности», однако, явно недостаточно. Результат эксперимента в том, что инспекторы Госавтоинспекции совместно с учителями-предметниками расширили формы и методы преподавания этих жизненно необходимых правил. Такая совместная деятельность учителей и сотрудников ГИБДД показала, насколько удачно и эффективно проходит преподавание ПДД в рамках учебного процесса и с каким интересом и лёгкостью воспринимают учебный материал ребята. Надеемся, что такое преподавание поможет сохранить жизнь не одного юного человечка и уберечь ребят от непоправимой дорожной беды.

Методику преподавания одного такого урока предлагаем на страницы «ДДД».

УГИБДД УВД по г. Сыктывкару

ЦЕЛИ УРОКА:

— опираясь на знание физических законов, выработать осознанную необходимость соблюдения Правил дорожного движения;

— воспитывать законопослушность, ответственность за свою жизнь и жизнь людей, живущих рядом;

— развивать творческие способности, коммуникабельность.

ХОД УРОКА

1. Учитель: Сегодняшний урок посвящён взаимосвязи физики и безопасности дорожного движения, поэтому тема урока звучит так: «Физика и безопасность дорожного движения» (демонстрируется слайд № 1).

Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова великого русского писателя А.П. Чехова: «Солнце не всходит два раза в день, а жизнь не даётся дважды...» (демонстрируется слайд № 2).

Проблема безопасности движения сложна и многогранна, вы каждый день идёте или едете в школу, т. е. являетесь участниками дорожного движения.

Давайте посмотрим на фотографии, и наверное, тогда станет ясно, почему мы сегодня говорим о безопасности дорожного движения (демонстрируются слайды 3,4).

Может, дело обстоит не так уж и плохо, и я сгущаю краски, попросим гостя прояснить картину. Как известно, со статистикой не спорят.

Выступление инспектора ГИБДД.

Учитель. Со своим видением проблемы безопасности движения вас познакомит группа кинодокументалистов.

Мы решили снять видеофильм под названием «Безопасность дорожного движения». В фильм включили интервью с сотрудником ГИБДД. Представляем снятый материал. Убедительная просьба: не судите нас строго, видеосъёмка любительская и оставляет желать лучшего.

(Демонстрируется видеофильм «Безопасность дорожного движения».)

Учитель. В записанных интервью вам встретились такие понятия, как «тормозной путь», «дистанция безопасности». Давайте разберёмся в смысле этих понятий.

Наименьшее расстояние, которое пройдёт автомобиль до остановки с момента появления препятствия в поле зрения водителя, называется дистанцией безопасности. Это понятие имеет весьма важное значение в технике работы автомобильного транспорта и для безопасности перехода автомобильных дорог пешеходами. Также она зависит от времени реакции водителя на препятствие. Оно колеблется у водителей в пределах от 0,5 до 1,2 с.

Расстояние, проходимое автомобилем с момента действия тормозной системы в полную силу до остановки автомобиля, называется тормозной путь автомобиля.

Давайте с помощью наших знаний по физике определим, от чего зависит тормозной путь автомобиля.

Воспользуемся теоремой о кинетической энергии, которая выглядит так: изменение кинетической энергии равно работе всех сил, действующих на тело.

В случае торможения автомобиля, обладающего начальной кинетической энергией, но не имеющего конечной, теорема запишется в виде:

В процессе торможения на автомобиль действуют сила тяжести, сила реакции опоры и сила трения. Сила тяжести и сила реакции опоры действуют перпендикулярно перемещению, поэтому их работа равна нулю. Это означает, что суммарная работа всех сил равна работе силы трения скольжения. Учитывая, что сила направлена противоположно перемещению S и что:

получаем:

Следовательно:

Отсюда:

Тормозной путь не зависит от массы автомобиля, но прямо пропорционален квадрату скорости.

Если же дорога наклонная, то формула примет вид:

РЕШИМ ЗАДАЧУ: Определим тормозной путь при экстренном торможении.

Пешеход пересекает улицу в неположенном месте. Водитель замечает пешехода за 20 м и начинает экстренное торможение. Произойдёт ли аварии, если скорость авто 60 км/ч? Коэффициент трения 0,7.

60 км/ч = 16,7 м/с

Решение: рассчитаем тормозной путь по выведенной формуле: S= 19,9 м

В данной ситуации всё обошлось, а что было бы, если за 5 минут до этого прошёл дождь?

Коэффициент трения = 0,5

S= 27,8 м. Машина собьёт человека.

Дорога — объект повышенной опасности. Помогают избежать опасных ситуаций на дорогах, конечно, дорожные знаки.

Например, знак ограничения скорости:

Задача. На участке дороги, где установлен такой знак, водитель применил аварийное торможение. Инспектор обнаружил по следу колёс, что тормозной путь равен 12 м. Нарушил ли водитель правила, если коэффициент трения 0,6?

По предыдущей формуле получаем: V0 = 43 м/с. Водитель нарушил правила.

Перед вами таблица зависимости тормозного пути от скорости и дорожного покрытия (слайд)

Скорость, км/ч

Тормозной путь

Сухой асфальт

Мокрый асфальт

40
60
80
120

8
18
32
72

12.5
28
50
112.5

Об этом нужно помнить пешеходам, пересекающим оживлённую улицу: для остановки движущихся тел нужны время и пространство!

А какое физическое явление не даёт остановиться автомобилю мгновенно?

Ученики: ИНЕРЦИЯ!

А какие знаки необходимо знать пешеходам, а не только водителям?

(Демонстрируется слайд со знаками.)

Учитель. Ребята, мы с вами изучаем физику уже четвёртый год. Физика — это не просто сухие законы и чёткие формулы. Физика помогает вам ориентироваться в окружающем мире, физика должна сделать вашу жизнь безопасной.

Давайте проверим с помощью теста, как вы усвоили тему урока.

1. Почему в населённых пунктах существуют ограничения на скорость движения транспорта?

А. Так положено.
Б. При больших скоростях легко остановиться перед пешеходным переходом или на перекрёстке.
В. При больших скоростях трудно остановиться перед пешеходным переходом или на перекрёстке.

2. Какие места на дорогах требуют особого внимания от водителя?

А. Дворовые территории.
Б. Места около школ, детсадов и пр.
В. Нерегулируемые перекрёстки.

3. Как зависит длина тормозного пути от скорости движения?

А. Чем больше скорость, тем меньше тормозной путь.
Б. Чем больше скорость, тем больше тормозной путь.
В. Тормозной путь от скорости движения не зависит.

4. По какой стороне должен двигаться пешеход по дороге, где нет тротуара?

А. По правой, в сторону движения транспорта.
Б. По левой, навстречу транспорту.
В. Не имеет значения.

5. С какого возраста можно ездить на велосипеде по улицам и дорогам?

А. С 12 лет.
Б. С 14 лет.
В. С 16 лет.

6. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

А. Можно перебегать, если быстро бегаешь.
Б. Ни одна машина мгновенно остановиться не может.

7. Вы вышли из автобуса, как вы будете переходить дорогу?

А. Обойдёте автобус впереди.
Б. Обойдёте автобус сзади.
В. Дождётесь, когда автобус уедет, и только потом перейдёте дорогу.

8. Какое правило нужно соблюдать, находясь в автомобиле в качестве пассажира?

А. При движении можно открывать дверь автомобиля.
Б. При движении автомобиля нельзя отвлекать водителя разговорами.
В. При движении автомобиля нельзя открывать окна.

Проверим ваши ответы. Правильные ответы: 1 — В; 2 — А, Б, В; 3 — Б; 4 — Б; 5 — Б; 6 — Б; 7 — В; 8 — Б.

А теперь скажите мне, почему эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А.П. Чехова?

Ученик: В жизни много опасностей и одна из них — дорога, чтобы уберечь свою жизнь, мы должны знать Правила дорожного движения и выполнять их, ведь жизнь самое ценное, что есть у человека.

Учитель: Ребята, вы уже взрослые и должны помнить, что ваша жизнь — это жизнь ваших детей, а ваши дети — будущее нашей страны, которую мы должны беречь.

УГИБДД УВД по г. Сыктывкару









Хочешь поделиться новостью? Самое интересное опубликуем на сайте

2024-5 Подписаться







Создание интернет-магазина на Битрикс веб-студия «Модуль»

Создание сайта
веб студия «Модуль»