Игрушки бывают разные...
Знаете ли вы, что при Московском городском психолого-педагогическом университете существует Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек? Да, оказывается, есть в наше непростое время люди, которые искренне заботятся о том, чтобы игры, игрушки и книжки для детей были психологически безопасны. Чтобы ребенок играл в игрушки и читал или слушал сказки, не наносящие ему вреда, и при этом нормально развивался.
Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель Центр, профессор, доктор психологических наук, с удовольствием рассказала нашей газете о работе Центра, а также... о таких разных игрушках.
— Елена Олеговна, а почему ваш замечательный Центр появился именно в 2004 году?
— Тут сыграло роль стечение объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относится появление огромного количества новых игрушек — таких, каких не было раньше. Это и анатомические атласы, и компьютеры, и безумные какие-то конструкторы... В связи с этим возникла необходимость их изучения, анализа и экспертизы — не только гигиенической, но и психолого-педагогической. Что дают эти игрушки для детского развития? Как в них играть? Для какого возраста они предназначены? Полезны они или вредны? Все эти вопросы потребовали ответов специалистов.
Ну, а к субъективным факторам образования нашего центра относитсяналичие коллекции старых и новых игрушек и необходимость включить их в педагогический процесс. Мы же учим студентов, которые будут работать с детьми, и соответственно нужен какой-то практический материал для демонстрации этих игр.
— Коллекция Музея Игрушек у вас и впрямь богатая. Как она собиралась?
— Начался наш музей с коллекции старых игрушек середины прошлого века, которую оставила мне моя учительница, Зинаида Михайловна Богуславская. Потом наши коллеги из разных стран — бывших республик Советского Союза — стали привозить к нам в музей свои игрушки. Так сформировалась первая зона нашего музея.
Вторая зона музея включает игрушки для детей разного возраста и для разных видов игры. Их мы покупали. Третья зона — «Игрушки не для игры».
— А разве такие бывают?
— Сколько угодно! И плохи они не потому, что плохого качества или сделаны из плохого материала. Просто с ними... или нельзя играть, или нежелательно давать их в руки ребёнку. Ну, и наконец, четвёртая зона музея — «Самые лучшие игрушки» — те, которые в наибольшей степени способствуют игровой деятельности и очень хороши.
— А можно рассказать поподробнее, чем эти игрушки плохи или хороши?
— Начнём с «плохих» — тех, что не предназначены для игры. Некоторые из них имеют ярко выраженную дидактическую направленность: нажмёшь кнопочку — и произносится буква английского алфавита, цифра или иностранное слово. Это не игрушки, это дидактические пособия. Для игры они абсолютно непригодны, а в школе эти пособия просто незачем запихивать в игрушки. Идея объединения обучения с игрой очень спорная: бывает, что и игра убивается, и обучение носит сомнительный характер.
А это, взгляните, — так называемые интерактивные игрушки, которые мы тоже не рекомендуем для игры.
«Мама, мне скучно! Давай поиграем! Спой мне песенку!» — на наших глазах «оживает» кукла «Чау-Чау».
— И так каждые три минуты — она что-то диктует, требует от ребенка. И «заткнуть» ее можно, только выломав из спины огромный блок. В спине останется громадная дырка, но зато с куклой теперь можно играть. Или посмотрите на этого утенка...
Утёнок, и впрямь, особой красотой не отличается. Глазки — в «кучку», раскраска — «фонарная», туловище — бутылкообразное... Мои размышления прерываются дикими воплями. Это утёнок «запел»!
— И такие игрушки покупают. Считается, что они оригинальные, приносят эмоции, впечатления... Но такие «впечатления» не только убивают игру, но и развивают низменные инстинкты. Ребёнок следит за тем, как утёнок дойдёт до конца стола и свалится с него или норовит ухватить его за шею, чтобы он «заорал».
— Ну да, от такой «игры» ничего хорошего ждать не приходится! А это что за... кошмар из преисподней?
Рогатые и шипастые роботы-трансформеры, инопланетные мутанты жуткого вида, и «красавица» из серии «во сне увидишь — не проснёшься».
— Это как раз третий вид игрушек, с которыми нельзя играть — очень страшные. Однако для мальчиков их родители покупают, чтобы они чувствовали себя сильными, настоящими мужчинами. А вот это — для девочек, очень популярная модель!
На меня пялится... отрезанная голова. Предполагается, что эту голову девочки будут причёсывать а лицо, как у взрослой, накрасили. Только у меня почему-то такого желания не возникало. Может, они более стойкие — современные девочки, и отрезанные головы их во сне не преследуют?
— Эта модель рекомендуется девочкам с трёхлетнего возраста. А есть ещё похлеще — «Юный анатом», когда ты «играешь» с сердцем, печенью, почками... У некоторых детей это вызывает страх, а у некоторых, что ещё хуже, — привыкание. Подумаешь, отодрать голову или вытащить кишки — ничего страшного!
— Ой, а давайте-ка лучше хорошие игрушки посмотрим!
— Хорошие игрушки способствуют игре. А игра — это такая деятельность, которая предполагает воображение, самостоятельность, творение своего собственного мира, проигрывание сюжета.
Эта кукла хороша,
У нее щедра душа.
Может маленький ребёнок,
Только выйдя из пелёнок,
На прогулку с ней ходить,
Одевать, кормить-поить,
А потом уложит спать...
С ней так весело играть!
Взгляните на эту куклу: она ничего не навязывает, а наоборот, предполагает разговор с ней, придумывание характера, включение фантазии ребёнка.
Из этой «радуги» легко построить домики, сделать качалки и кроватки для кукол, тоннель для машины. А эта пирамидка превращается и в цветок, и в дерево, и в птичку.
— Как здорово! Даже самой захотелось поиграть! А как проводится экспертиза игрушек? Вам их производители сами привозят?
— Самое печальное заключается в том, что ни производителям, ни продавцам наша экспертиза не нужна. Им главное — продать. Мы надеемся, что наш знак «Детские психологи рекомендуют» повысит привлекательность хороших игрушек и книжек, но это — в будущем, потому что сейчас критерием качества служит продаваемость.
Но есть и производители, которые не боятся дать нам свои игрушки на экспертизу. Некоторые игрушки мы выбираем сами и присваиваем им наш знак. У нас работает сайт www.psytoys.ru, на который мы помещаем игрушки, прошедшие экспертизу. Создан каталог «Детские психологи рекомендуют». У нас есть семьи, которые готовы проследить, как их детям нравятся те или иные игрушки, как долго они для них интересны и т.д.
Нам бы очень хотелось давать рекомендации уже на стадии разработки игрушек: может быть, какие-то из них вообще не стоит выпускать? Но противодействие рынка очень сильно. Подавляющее большинство игрушек в магазинах с психолого-педагогической точки зрения непригодны для детей, и соответственно, не могут получить наш знак. Бывая на выставках, мы убеждаемся, что часто призы получают просто отвратительные игрушки и пособия, губящие психику ребенка. Например, представьте себе... фильмы для младенцев от трёх месяцев!
— ???
— Да, есть такая фирма «Умница», которая обещает родителям сделать из ребёнка гения, если они купят их диски! «Математика с пелёнок», «Философия с пелёнок» для... шестимесячных детей.
— А подсчитать, сколько «гениев» появилось после таких просмотров, они не пробовали?
— Нет, им главное — продать! А ведь если ребёнок с трёх месяцев привыкает к экрану, у него вырабатывается зависимость, и уже в шесть месяцев он не может от него оторваться!
— Так и получается, что родители сами с пелёнок приучают детей к экрану, а потом удивляются, что подростков от компьютеров не оторвёшь.
— Компьютер, конечно, нужен, и наша жизнь без него уже невозможна. Но надо помнить, что компьютер — это средство. Средство для расширения знаний, для оперативного получения информации. И когда ты осваиваешь его, ставя перед собой такие цели, — это нормально. Но когда компьютер становится твоим «хозяином», притягивает к себе и заставляет что-то делать — это уже большая опасность. Прежде чем покупать ребёнку компьютер, родители должны понять, для чего он ему нужен и что он с ним будет делать. Они должны дать ребёнку понимание того, зачем вообще нужен компьютер, а также альтернативу проведения свободного времени — лыжную прогулку, поход в театр, кино. Ведь когда у человека нет устойчивых интересов, компьютер легко может их навязать. Тем более что в иллюзорном мире жить гораздо проще: включил кнопку — хлопай глазами и потребляй!
— Что бы Вы пожелали современным подросткам и их родителям?
— Подросткам — искать свои интересы в мире реальном, а не виртуальном. В искусстве, спорте, конструировании, дружбе, путешествии. Понять, что ты живёшь в этой реальности. Родителям — помочь своим детям, предлагая им разные виды деятельности — книжки, фильмы, кружки, театр и другие занятия.
А родителям маленьких детей советую заходить на наш сайт и присматриваться к игрушкам, которые мы рекомендуем. Участвовать в работе нашего форума, задавать свои вопросы.
— Спасибо Вам и сотрудникам вашего центра за столь благородную деятельность!
Составив напоследок композицию из разных гоблинов и монстров, я нацелила на неё свой фотоаппарат. И — что же? — он категорически отказался фотографировать «исчадий ада»! Просто «отнекивался» разряженными аккумуляторами, и всё! И тогда я подумала: если даже у «фотика» есть понятие о хорошем и дурном, — может, и для нас, людей, ещё не всё потеряно?
И. КРАСИЛЬНИКОВА, фото автора