Компьютерный век
Вы пришли после работы домой, а любимое чадо сидит, уткнувшись носом в монитор компьютера. Обоснована ли ваша тревога? Попробуем разобраться вместе.Вы пришли после работы домой, а любимое чадо сидит, уткнувшись носом в монитор компьютера. И так — изо дня в день. Ни поговорить с ребёнком («мам, я занят», «пап, давай обсудим потом»), ни вытащить его на улицу. Друзья, спорт, уроки — всё забросил. И если поначалу вас радовало, что ребёнок всегда дома, не подвергается тлетворному влиянию улицы, то теперь это увлечение сына или дочери вселило тревогу. Ведь он (или она) дни и ночи напролёт готов играть в компьютерные игры. Обоснована ли ваша тревога? Попробуем разобраться вместе.
Компьютерные игры появились вместе с появлением компьютеров и сразу же нашли массу поклонников. Сегодня компьютерная техника позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растёт количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «гамерами» (от английского «game» — игра).
Игровая зависимость — предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми. Играми, вызывающими самую сильную зависимость, чаще всего считаются сетевые, особенно MMORPG.
Формирование компьютерной зависимости происходит не мгновенно, а постепенно. Можно выделить стадии её формирования.
1. Стадия лёгкой увлечённости
Ребёнок впервые поиграл в компьютерную игру, ему нравится сюжет, он соотносит себя с главным героем, его привлекают картинки и музыка. Ребёнок или подросток начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдаёт явное предпочтение последнему. На этой стадии игра носит скорее ситуационный, нежели систематический, характер. Устойчивая потребность в ней пока не сформирована, процесс игры не стал значимой ценностью для него.
2. Стадия увлечённости
На этой стадии у ребёнка уже появляется новая потребность — потребность играть в компьютерные игры. Почему она возникла? Возможно, у вашего ребёнка не ладятся отношения со сверстниками и он бежит от реальности или принимает на себя роль компьютерного героя. Как раз здесь игра и принимает систематический характер.
3. Стадия зависимости
Игра полностью вытесняет реальный мир.
4. Стадия привязанности
Здесь ребёнок держит дистанцию с компьютером, однако полностью оторваться от уже сформировавшейся и укоренившейся потребности в виртуальной реальности он не в силах. Этот период может длиться долго, даже всю жизнь.
Признаки компьютерной зависимости:
- когда родители просят отвлечься от игры, подросток не хочет делать это;
- если все же ребёнка отвлекли от компьютера, он становится очень раздражительным;
- ребёнок не способен запланировать время, когда закончит игру;
- он расходует очень много денег, чтобы приобретать всё новые и новые игры;
- подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учёбе;
- сбивается полностью график питания и сна, ребёнок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;
- чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;
- приём пищи происходит без отрыва от компьютера;
- когда ребёнок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъём;
- подросток говорит только о компьютере, на другие темы общается крайне неохотно.
От чего может возникнуть компьютерная зависимость
- В семье нет тёплых эмоциональных отношений. Родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку внимания, не интересуются его делами, тем, что действительно волнует и тревожит сына или дочь, не слышат его.
- Отсутствие у ребёнка серьёзных увлечений, интересов, хобби, привязанностей помимо компьютера.
- Неумение ребёнка налаживать контакты с окружающими, отсутствие друзей.
- Общая неудачливость ребёнка. Например, он и в школе учится неважно, и в компании не заводила, и с родителями отношения не очень хорошие. В такой ситуации ребёнок вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он — главный герой, на вершине успеха, победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель).
Чем чревата неадекватная тяга ребёнка или подростка к компьютерным играм?
- Возможна сильная зависимость ребёнка от компьютера. Ребёнок начинает вести себя как настоящий наркоман: постоянно ищет время, чтобы играть, тратит все карманные деньги, чтобы купить новые игры, может даже украсть деньги, если закончились свои; говорит только о компьютерных играх, прогуливает школу, чтобы поиграть.
- Он становится эмоционально неуравновешенным, напряжённым, агрессивным, испытывает чувство тревоги, выглядит подавленным и озабоченным. У зависимых от игры детей часто нарушается сон, им снятся кошмарные сновидения. Такое «общение» с компьютером делает ребёнка замкнутым, неразговорчивым, он не может сосредоточиться ни на каком виде деятельности, может забросить учёбу.
- Компьютерная зависимость сказывается и на физическом состоянии ребёнка. Он становится вялым, апатичным, у него портится зрение.
Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр
Для установления компьютерной зависимости от компьютерных и интернет-игр предлагается серия вопросов-утверждений. Опрашиваемые должны ответить, верно или нет утверждение.
- Вы испытываете эйфорию, хорошее настроение, когда играете в компьютерные игры?
- В последнее время требуется всё больше времени, чтобы достичь этого состояния?
- У вас случается чувство опустошенности, дурное настроение или раздражительность, когда вы не можете поиграть за компьютером?
- У вас есть боли в запястьях?
- Играя, вы пропускали приём пищи (завтрак, обед или ужин)?
- Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы проводите невероятное количество часов за компьютерными играми?
- В дневнике появились двойки? Тройки? Вы пытались ограничить время работы за компьютером?
- Вы ощущаете онемение в мизинце во время работы за компьютером? Вы говорили другим, что проводите за компьютерными играми немного времени, хотя это не так?
- Вы отмечаете регулярные боли в спине (чаще, чем один раз в неделю)?
- В последнее время вас беспокоит сухость глаз?
- В последнее время у вас было сильное желание играть?
- С того времени, как играете в компьютерные игры, у вас появились нарушения сна: долгое засыпание, бессонница, беспокойный сон?
Даже при одном положительном ответе стоит призадуматься, 25% и более положительных ответов говорят о компьютерной зависимости.
Несколько советов родителям зависимых от компьютера детей
Психологи советуют родителям придерживаться некоторых правил, которые помогают решить проблему зависимости ребёнка от компьютерных игр.
- Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.
- Не оскорбляйте своего ребёнка и его круг общения.
- Будьте другом и помощником своему ребёнку. Позиция «Я — старший, поэтому делай так, как тебе говорят» никогда не приведёт к доверительным отношениям.
- Сделайте так, чтобы ребёнок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.
- Не бойтесь показывать свои чувства ребёнку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
- Если вдруг возник конфликт, если вы потребовали от ребёнка прекратить работу за компьютером, не торгуйтесь: «Сначала сделаешь что-то (уроки, выполнишь домашние обязанности), потом можешь поиграть».
Профилактика компьютерной зависимости
- Тесное и частое общение с детьми в семье. Обычно предрасположены к компьютерной зависимости дети, чьи родители часто отсутствуют в командировках: компьютер компенсирует общение с родителями, а потом родители становятся неважными и неглавными персонами.
- Разъяснение, убеждение, личный пример, неприемлемость физических и моральных наказаний.
- Разумное использование компьютера. Родители должны объяснить ребёнку, что домашние задания — это приоритет номер один. Если работа сделана — компьютер твой, нет — не твой.
- Наиболее подвержены развитию зависимостей подростки. Зависимый подросток ограничивает свой круг общения компьютером. Это приводит к тому, что у него не нарабатывается жизненный опыт, развивается инфантилизм в решении жизненных вопросов, появляются трудности в социальной адаптации, раздражительность, агрессивность.
Е. МИШИНА