Педагогический проект по обучению детей старшего дошкольного возраста Правилам дорожного движения «Дорожная азбука»
Победитель в номинации "Методические материалы для дошкольников и младших школьников"
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста
- родители воспитанников
- воспитатели старшей и подготовительной групп
- старший воспитатель
- руководитель изостудии
- музыкальный руководитель
- инструктор по физическому воспитанию
Актуальность проекта. Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на проезжей части улицы. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция, которая свойственна взрослым. Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Вид проекта: познавательно-игровой.
Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей правил дорожного движения.
Задачи:
- обобщение и расширение знаний детей о правилах безопасного поведения на улице;
- с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
- формирование сознательного отношения к соблюдению правил поведения вблизи проезжей части дороги;
- укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
- выработка системы воспитательно-образовательной работы.
Предполагаемый результат:
- создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения;
- разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителями, педагогами;
Сроки реализации проекта: два года.
Дополнительные материалы:
- Как обучать дошкольников правилам дорожного движения (памятка родителям)
- Анкета для родителей по правилам дорожного движения
- Правила дорожного движения для детей и взрослых (Сценарий родительского собрания)
- Работа с родителями дошкольников (план работы)
- Работа по БДД в старшей группе (план работы октябрь-май)
- Дорожные знаки – наши друзья (развлечение для детей старшего дошкольного возраста)
- В гостях у светофора (досуг для детей старшего дошкольного возраста)
- Водители (дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста)
- Вопросник «Дорожная азбука»
- Соблюдайте правила дорожного движения (Игра – викторина для детей старшего дошкольного возраста)
ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1 Информационная справка
Детский сад открылся после капитального ремонта 14.02.2008г., функционируют 7 групп: 4 – общеразвивающих, 2 – компенсирующих, 1- группа кратковременного пребывания.
В учреждении работают 15 педагогов, из них: 5 имеет высшее образование, 10 имеют среднее специальное образование, 2 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 6 имеют первую квалификационную категорию.
Для осуществления педагогического процесса в ДОУ функционируют: музыкально-спортивный зал, спортивная площадка, зимний сад, комната кубанского быта, комната сказок, изостудия, логопедический кабинет, методический кабинет, медицинский кабинет, экологическая тропа, метеоплощадка, тропа здоровья, оборудована дорожно-транспортная площадка. Работает кружок ритмической гимнастики «Обруч» для детей старшего дошкольного возраста, кружок по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Радуга». Собственными силами пошиты кубанские и другие костюмы для детей и взрослых.
Педагоги и воспитанники детского сада участвует во всех мероприятиях и акциях, проводимых в муниципальном образовании: «Правила поведения и охрана жизни людей на водных объектах», «Профилактика детского дорожного травматизма», «Ребёнок – главный пассажир», «Международный день семьи», «Антинарко», «Безопасная Кубань», «Парковка», «Внимание, Дети!».
Педагоги и воспитанники детского сада ежегодно участвуют в краевом конкурсе «Служба спасения 01»:
- 2011 год - диплом за победу в краевом конкурсе в номинации «Работа педагога»;
- 2012 год - воспитанница старшей группы Демчук Татьяна победитель муниципального этапа в номинации «Живопись»;
- 2013 год – диплом за победу в краевом конкурсе в номинации «Работа педагога».
Силами коллектива ДОУ на территории посажен огород и фруктовый сад, оформлены клумбы и цветники. Оборудованы игровые площадки и теневые навесы для детей.
Руководитель: Берестова Евгения Алексеевна, имеет высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию, педагогический стаж -23 года, из них руководителем – 9 лет, руководителем в данном учреждении - 7 лет.
Старший воспитатель: Щербина Лариса Александровна, имеет высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию, педагогический стаж -19 лет, стаж в данном учреждении – 19 лет, стаж в данной должности – 6 лет.
1.2. Программы, реализуемые в ДОУ:
- ООП на основе Программы воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
- «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева,
- «Ладушки» И.М. Каплунова,
- «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина,
- «Цветные ладошки» И.А. Лыкова.
В ДОУ используются авторские технологии:
- «Школа дорожных наук» О.Ю. Старцева,
- «Основы безопасности для детей 5-8 лет» Т.А. Шорыгина,
- «Я и моя безопасность» К.Ю. Белая,
- «Правила дорожного движения дошкольникам» С.Н. Черепанова,
- «Три сигнала светофора» Т.Ф. Саулина,
- «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Н.А. Извекова,
- «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Э.Я. Степаненкова,
- «Правила дорожного движения» Т.Г. Кобзева,
- «Мои друзья – дорожные знаки» Г.П. Шалаева,
- «Изучаем дорожную азбуку» Ф.С. Майорова,
- «ОБЖ для старших дошкольников» Н.С. Голицына.
Журналы и газеты:
- «Путешествие на зелёный свет»
- «Добрая Дорога Детства»
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире. Основные проблемы:
- незнание дошкольниками элементарных правил;
- стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
- безучастное отношение взрослых к поведению детей.
В современном мире между человеком и машиной ведется тайная война, а главное ее поле — это автодорога. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. В нашем крае ситуация с ДТП имеет место также и с участием детей дошкольного возраста.
Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
Правильное поведение на дороге, в транспорте является основным условием сохранения жизни. Поэтому важно не просто рассказать о безопасности на дороге, но и отработать до автоматизма правила дорожного движения. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.
Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о правилах дорожного движения, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по соблюдению правил безопасности.
Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является обучение дошкольников правилам дорожного движения. Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства.
Большинство детей не знают, как вести себя на проезжей части, чтобы уцелеть.
Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах безопасного поведения на дороге.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: создание необходимых условий для предупреждения детского травматизма на дорогах, усвоения и закрепления знаний детей и их родителей правил дорожного движения.
Задачи:
- обобщение и расширение знаний детей о правилах безопасного поведения на улице;
- с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
- формирование сознательного отношения к соблюдению правил поведения вблизи проезжей части дороги;
- укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
- выработка системы воспитательно-образовательной работы.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:
- Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
- Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики).
- Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения.
Проект реализуется по двум направлениям:
- Совместная деятельность с детьми.
- Взаимодействие с родителями.
Совместная деятельность с детьми включает:
- Познавательные беседы, игры, занятия.
- Наблюдения, экскурсии и прогулки по улице.
- Чтение художественной и познавательной литературы.
- Загадывание – отгадывание загадок по теме.
- Викторины, досуги, развлечения по ПДД.
- Встречи с инспектором ГИБДД района.
- Просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций по ПДД.
- Конкурсы и выставки рисунков по данной тематике.
У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый пункт работы начинается с бесед и занятий познавательного цикла («В гостях у светофора», «Дорожные знаки – наши друзья», «Красный, жёлтый, зелёный»). Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходят разные герои сказок и мультфильмов (Почтальон Печкин, Баба Яга, Кот Матроскин и т.д.), которые знакомят ребят с правилами дорожного движения, рассказывают о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищут выход из сложившихся ситуаций, помогают закрепить знания и умения детей.
Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.
Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.
Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним, могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.
Совместная деятельность с родителями:
- Памятки и буклеты.
- Беседы и консультации.
- Родительские собрания.
- Участие в конкурсах, развлечениях, выставках.
- Анкетирование.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
- знание правил безопасного поведения на улицах.
- умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
- умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
- способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
- представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Родители:
- осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.
Педагоги:
- сформированная ориентация на реализацию компетентного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни.
- укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ
Проект реализован на базе МБДОУ ДС КВ № 28 станицы Новодонецкой муниципального образования Выселковский район.
Сроки реализации проекта: 2011-2012 и 2012-2013 учебные годы.
Результаты реализации проекта:
- созданы достаточные условия для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
- разработан и апробирован перспективный план работы с детьми и родителями;
- проведен цикл занятий по темам: «Знаете ли вы правила безопасности?», «Школа пешеходных наук», «Помни правила дорожного движения!», «Дорожные знаки – наши друзья!», «В гостях у светофора».
- разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.
В ходе работы мы убедились, что такая система обучения детей правилам дорожного движения дает, несомненно, положительные результаты, самое главное в нашем проекте, то, что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой. Наш проект может быть использован в других ДОУ, а также в начальных классах школы.
Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.