Педагогический проект по обучению детей старшего дошкольного возраста Правилам дорожного движения «Дорожная азбука»
Мы в соцсетях

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Педагогический проект по обучению детей старшего дошкольного возраста Правилам дорожного движения «Дорожная азбука»

Победитель в номинации "Методические материалы для дошкольников и младших школьников"

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Участники проекта:

  • дети старшего дошкольного возраста
  • родители воспитанников
  • воспитатели старшей и подготовительной групп
  • старший воспитатель
  • руководитель изостудии
  • музыкальный руководитель
  • инструктор по физическому воспитанию

Актуальность проекта. Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на проезжей части улицы. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция, которая свойственна взрослым. Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице реализуется через активную деятельность всех участников проекта.

Вид проекта: познавательно-игровой.

Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей правил дорожного движения.

Задачи:

  • обобщение и расширение знаний детей о правилах безопасного поведения на улице;
  • с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
  • формирование сознательного отношения к соблюдению правил поведения вблизи проезжей части дороги;
  • укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
  • выработка системы воспитательно-образовательной работы.

Предполагаемый результат:

  • создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения;
  • разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителями, педагогами;

Сроки реализации проекта: два года.

Дополнительные материалы:

ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

1.1 Информационная справка

Детский сад открылся после капитального ремонта 14.02.2008г., функционируют 7 групп: 4 – общеразвивающих, 2 – компенсирующих, 1- группа кратковременного пребывания.

В учреждении работают 15 педагогов, из них: 5 имеет высшее образование, 10 имеют среднее специальное образование, 2 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 6 имеют первую квалификационную категорию.

Для осуществления педагогического процесса в ДОУ функционируют: музыкально-спортивный зал, спортивная площадка, зимний сад, комната кубанского быта, комната сказок, изостудия, логопедический кабинет, методический кабинет, медицинский кабинет, экологическая тропа, метеоплощадка, тропа здоровья, оборудована дорожно-транспортная площадка. Работает кружок ритмической гимнастики «Обруч» для детей старшего дошкольного возраста, кружок по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Радуга». Собственными силами пошиты кубанские и другие костюмы для детей и взрослых.

Педагоги и воспитанники детского сада участвует во всех мероприятиях и акциях, проводимых в муниципальном образовании: «Правила поведения и охрана жизни людей на водных объектах», «Профилактика детского дорожного травматизма», «Ребёнок – главный пассажир», «Международный день семьи», «Антинарко», «Безопасная Кубань», «Парковка», «Внимание, Дети!».

Педагоги и воспитанники детского сада ежегодно участвуют в краевом конкурсе «Служба спасения 01»:

  • 2011 год - диплом за победу в краевом конкурсе в номинации «Работа педагога»;
  • 2012 год - воспитанница старшей группы Демчук Татьяна победитель муниципального этапа в номинации «Живопись»;
  • 2013 год – диплом за победу в краевом конкурсе в номинации «Работа педагога».

Силами коллектива ДОУ на территории посажен огород и фруктовый сад, оформлены клумбы и цветники. Оборудованы игровые площадки и теневые навесы для детей.

Руководитель: Берестова Евгения Алексеевна, имеет высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию, педагогический стаж -23 года, из них руководителем – 9 лет, руководителем в данном учреждении - 7 лет.

Старший воспитатель: Щербина Лариса Александровна, имеет высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию, педагогический стаж -19 лет, стаж в данном учреждении – 19 лет, стаж в данной должности – 6 лет.

1.2. Программы, реализуемые в ДОУ:

  • ООП на основе Программы воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
  • «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева,
  • «Ладушки» И.М. Каплунова,
  • «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина,
  • «Цветные ладошки» И.А. Лыкова.

В ДОУ используются авторские технологии:

  • «Школа дорожных наук» О.Ю. Старцева,
  • «Основы безопасности для детей 5-8 лет» Т.А. Шорыгина,
  • «Я и моя безопасность» К.Ю. Белая,
  • «Правила дорожного движения дошкольникам» С.Н. Черепанова,
  • «Три сигнала светофора» Т.Ф. Саулина,
  • «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Н.А. Извекова,
  • «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Э.Я. Степаненкова,
  • «Правила дорожного движения» Т.Г. Кобзева,
  • «Мои друзья – дорожные знаки» Г.П. Шалаева,
  • «Изучаем дорожную азбуку» Ф.С. Майорова,
  • «ОБЖ для старших дошкольников» Н.С. Голицына.

Журналы и газеты:

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире. Основные проблемы:

  • незнание дошкольниками элементарных правил;
  • стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
  • безучастное отношение взрослых к поведению детей.

В современном мире между человеком и машиной ведется тайная война, а главное ее поле — это автодорога. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. В нашем крае ситуация с ДТП имеет место также и с участием детей дошкольного возраста.

Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

Правильное поведение на дороге, в транспорте является основным условием сохранения жизни. Поэтому важно не просто рассказать о безопасности на дороге, но и отработать до автоматизма правила дорожного движения. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.

Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о правилах дорожного движения, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по соблюдению правил безопасности.

Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является обучение дошкольников правилам дорожного движения. Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства.

Большинство детей не знают, как вести себя на проезжей части, чтобы уцелеть.

Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах безопасного поведения на дороге.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта: создание необходимых условий для предупреждения детского травматизма на дорогах, усвоения и закрепления знаний детей и их родителей правил дорожного движения.

Задачи:

  • обобщение и расширение знаний детей о правилах безопасного поведения на улице;
  • с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
  • формирование сознательного отношения к соблюдению правил поведения вблизи проезжей части дороги;
  • укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
  • выработка системы воспитательно-образовательной работы.

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:

  1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
  2. Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики).
  3. Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения.

Проект реализуется по двум направлениям:

  1. Совместная деятельность с детьми.
  2. Взаимодействие с родителями.

Совместная деятельность с детьми включает:

  1. Познавательные беседы, игры, занятия.
  2. Наблюдения, экскурсии и прогулки по улице.
  3. Чтение художественной и познавательной литературы.
  4. Загадывание – отгадывание загадок по теме.
  5. Викторины, досуги, развлечения по ПДД.
  6. Встречи с инспектором ГИБДД района.
  7. Просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций по ПДД.
  8. Конкурсы и выставки рисунков по данной тематике.

У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый пункт работы начинается с бесед и занятий познавательного цикла («В гостях у светофора», «Дорожные знаки – наши друзья», «Красный, жёлтый, зелёный»). Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходят разные герои сказок и мультфильмов (Почтальон Печкин, Баба Яга, Кот Матроскин и т.д.), которые знакомят ребят с правилами дорожного движения, рассказывают о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищут выход из сложившихся ситуаций, помогают закрепить знания и умения детей.

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.

Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.

Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.

Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним, могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.

Совместная деятельность с родителями:

  1. Памятки и буклеты.
  2. Беседы и консультации.
  3. Родительские собрания.
  4. Участие в конкурсах, развлечениях, выставках.
  5. Анкетирование.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Дети:

  • осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
  • проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
  • умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
  • знание правил безопасного поведения на улицах.
  • умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
  • умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
  • умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
  • способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
  • представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

Родители:

  • осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.

Педагоги:

  • сформированная ориентация на реализацию компетентного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни.
  • укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

Проект реализован на базе МБДОУ ДС КВ № 28 станицы Новодонецкой муниципального образования Выселковский район.

Сроки реализации проекта: 2011-2012 и 2012-2013 учебные годы.

Результаты реализации проекта:

  • созданы достаточные условия для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
  • разработан и апробирован перспективный план работы с детьми и родителями;
  • проведен цикл занятий по темам: «Знаете ли вы правила безопасности?», «Школа пешеходных наук», «Помни правила дорожного движения!», «Дорожные знаки – наши друзья!», «В гостях у светофора».
  • разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.

В ходе работы мы убедились, что такая система обучения детей правилам дорожного движения дает, несомненно, положительные результаты, самое главное в нашем проекте, то, что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой. Наш проект может быть использован в других ДОУ, а также в начальных классах школы.

Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.














Хочешь поделиться новостью? Самое интересное опубликуем на сайте

2024-08 Подписаться







Создание интернет-магазина на Битрикс веб-студия «Модуль»

Создание сайта
веб студия «Модуль»